Мобильная оттепель: цены на гаджеты устремились вниз

Автор фото: ТАСС

В России подешевели смартфоны и гаджеты. Но в сентябре цены грозят снова подняться.

Согласно подсчётам Price.ru, к концу июля стоимость некоторых смартфонов вернулась практически к показателям начала февраля 2022 года. Наибольшее снижение было замечено у Xiaomi Poco X3 и Samsung Galaxy A52, которые вернулись к прежней стоимости (26,4 тыс. рублей и 32,9 тыс. рублей соответственно). Значительно упали цены на IPhone 12, который стал стоить дешевле на 22% относительно I квартала, а также IPhone 11 Pro, средняя цена которого в сравнении с I кварталом упала на 23%.
Опрошенные "ДП" ретейлеры подтверждают эту тенденцию. "Если сравнивать стоимость устройств в августе с мартом–апрелем, то цены на многие смартфоны, ноутбуки, наушники и умные устройства упали на 20–50%", — прокомментировали в МТС. В компании добавили, что на цены влияют снижение курса рубля, изменения в логистике и закупочной стоимости товаров, а также доступность товара на складах. Корректировка происходит практически ежедневно, и в МТС считают, что факторов для обратного отскока цен пока не наблюдается.
В Tele2 расширили список причин снижения стоимости техники: "Во–первых, с конца мая часть вендоров стабилизировала поставки. Во–вторых, повысилась устойчивость курса рубля и снизилась ключевая ставка (часто закупка электроники ретейлерами ведётся с отсрочками платежей и стоимость финансовых инструментов — кредита, страховки, факторинга, поручительства и др. — влияет на цену). В–третьих, сократился объём рынка: во II квартале падение продаж смартфонов на российском рынке, по данным аналитических агентств, составило 33%, в нашей сети — 20% год к году. Снижение спроса со стороны покупателей спровоцировало усиление конкуренции среди вендоров".
В "Ситилинке" зафиксировали снижение цен по сравнению с началом года на 30%. При этом падение там наблюдают не только среди смартфонов. "Больше всего цены снизились на потребительскую электронику (аудио–, видео–, фототехника и др. товары), а также на телекомтовары", — поделились в компании.
В Ozon рассказали о перераспределении спроса. Например, покупатели чаще отдают предпочтение iPhone 11 из–за снизившейся цены. "Продажи смартфонов в штуках на Ozon в июле остаются на уровне прошлого года. Мы наблюдаем повышенный спрос на смартфоны китайских брендов с ОС Android. Среди самых популярных — модели Xiaomi. Также стали более заметны товары C–брендов электроники. Например, Poco, Tecno и Realme прочно вошли в топ", — заметили в компании.
"На рынке смартфонов всё лето наблюдалось серьёзное охлаждение спроса. Только сейчас можно наблюдать постепенную активизацию продаж, но не без нюансов. Резко возрос спрос на ударопрочные и водонепроницаемые модели, что говорит о стремлении граждан приобретать более надёжную технику, которая прослужит дольше", — анализирует ситуацию Павел Сигал, первый вице–президент "Опоры России".
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин высоко оценивает механизм параллельного импорта: "Он позволил работать в лучшем размахе и объёме, на рынке есть конкуренция. За счёт этого цены пошли вниз". Однако, по его мнению, к сентябрю ситуация может измениться, а цены — отскочить вверх: "Я думаю, курс упадёт к уровню 70 рублей за доллар. Как только это произойдёт, цены вырастут на 10–15%".
Иван Самойленко, управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency, отмечает парадоксальную тенденцию, сложившуюся на рынке. Резкое повышение цен на технику, наблюдавшееся в марте, было результатом паники покупателей, ажиотажного спроса и спекуляций. Поэтому в апреле началось снижение, так как ретейл ощутил падение спроса и сокращение трафика. Сейчас цены снижаются на модели и товары, которые остались на складах компаний и дистрибьюторов и продаются по февральским ценам.
"Но сейчас эти позиции постепенно вымываются, склады пустеют. На смену премиальным позициям известных американских марок больше приходит продукции из Китая, Тайваня. Ассортимент меняется — увеличивается доля средней ценовой категории и эконом. Сокращается ассортимент представленной продукции (в среднем на треть), снижается число торговых точек — количество операторских точек мобильных компаний и фирменной розницы в РФ сократилось с марта по август этого года на 17%", — отмечает он.
Самойленко прогнозирует, что спрос на премиум–сегмент будет сокращаться. Стоит ожидать сокращения числа специализированных торговых точек в России, роста предложения смартфонов и другой техники по средним ценам (в основном азиатских производителей) и стабильности цен до конца года в отсутствие форс–мажора.