Хранитель Севера: бизнес–партнёру Трабера открылся путь в Арктику

Автор фото: korabel.ru

Принадлежащая бизнес–партнёру Ильи Трабера транспортная компания получила контроль над уникальными судами, без которых остановилось бы строительство проекта "НОВАТЭКа" — "Арктик СПГ 2"

С 4 августа не имеющие российских аналогов специальные суда Nordic Giant и Arctic Scradeway окончательно арестованы и переданы на хранение петербургскому ООО "Онего шиппинг лтд" — это постановил Тринадцатый арбитражный апелляционный суд. Так принадлежащее "НОВАТЭКу" ООО "Арктик СПГ 2" гарантировало себе возможную компенсацию убытков 7,8 млрд рублей от выхода из проекта гиганта мировой морской индустрии нидерландской Boskalis. "Онеге" разрешено использовать хранимое имущество, благодаря чему бизнес–партнёр миллиардера Ильи Трабера Александр Куликов, которому принадлежит компания, стал обладателем уникальных судов, без которых освоение Арктики могло бы затормозиться на десятилетия.
Boskalis входит в "большую четвёрку" игроков, контролирующих 80% мирового дноуглубительного флота. До введения международных санкций Boskalis вёл работы на шельфе Сахалина по объекту "Обустройство Киринского ГКМ" (проект "Сахалин–3"), а также на Обской губе по проекту "Арктик СПГ 2". Морской экскаватор–земснаряд Nordic Giant специализируется на дноуглублении, Arctic Scradeway предназначен для укладки и равнения щебня под водой. Оба судна принадлежат петербургской "дочке" Boskalis — ООО "Боскалис". Земснарядов необходимой производительности, способных проводить масштабные капитальные работы в условиях Северного морского пути, у российских компаний нет.
Boskalis вошёл в проект "Арктик СПГ 2" в качестве подрядчика нидерландской Saren B. V., которую "НОВАТЭК" нанял для проектирования и изготовления трёх оснований гравитационного типа (ОГТ) для будущего крупнейшего в стране арктического комплекса по производству и морской перевалке сжиженного природного газа. Проектная мощность ныне действующего комплекса "Ямал СПГ" составляет 16,5 млн тонн в год, у "Арктик СПГ 2" — 19,8 млн тонн. Запуск первой очереди проекта запланирован на 2023 год.Основания гравитационного типа — это гигантские плавучие платформы 150 м в ширину и 300 м в длину, массой 600 тыс. тонн каждая. Изготовление одной с установкой линии сжижения газа занимает 18 месяцев. Именно на этих платформах планируется монтаж оборудования всех трёх очередей будущего мегазавода. ОГТ строятся в Мурманске, по готовности их предполагается отбуксировать в Обскую губу по месту дислокации "Арктик СПГ 2".
В том числе для этого и потребовались услуги Boskalis — чтобы доставить по Северному морскому пути такие махины, необходимы масштабные дноуглубительные работы, чем, собственно, и занимаются Nordic Giant и Arctic Scradeway. В 2020–2021 годах Saren B. V. заключил договоры с петербургской "дочкой" нидерландского холдинга, в рамках которых использовались эти суда. Но в начале марта 2022 года на фоне международных санкций компания прекратила работы, оставив оба судна в акватории мурманского порта. "Арктик СПГ 2" оценил убытки в 7,8 млрд рублей и обратился Арбитражный суд Мурманской области с требованием ареста судов покинувшего проект "Боскалиса".
Предполагается, что когда–нибудь потом заказчик предъявит ему судебные претензии, а пока просит суд арестовать Nordic Giant и Arctic Scradeway и передать их на хранение петербургскому ООО "Онего шиппинг лтд" с разрешением использования. Мурманский арбитраж удовлетворил все требования "Арктик СПГ 2", а апелляционная инстанция 2 и 4 августа придала этому законную силу. Так "Онего шиппинг лтд" стал обладателем флота, не имеющего российских аналогов.
По данным СПАРК, ООО "Онего шиппинг лтд" принадлежит бизнесмену Александру Куликову, он же возглавляет компанию. Её выручка за 2021 год составила 1,3 млрд рублей, компания на протяжении многих лет занимается дноуглубительными работами в акватории Северного морского пути, в частности в Обской губе для проекта "Ямал СПГ" и в Байдарацкой губе для капитального ремонта подводного перехода магистрального газопровода Бованенково — Ухта, принимала участие в строительстве "Северного потока — 2". В 2020 году "Онего шиппинг" разработала проектную документацию по заказу ООО "Приморский УПК" для строительства портового комплекса в Приморске — грандиозного проекта миллиардера Ильи Трабера, сравнимого по масштабам с Большим портом Санкт–Петербург (проектный грузооборот — около 60 млн тонн в год). Через дочернюю компанию Александр Куликов является бизнес–партнёром Трабера в ООО "Приморск инвест", специализирующемся на финансовых услугах.
В апреле глава "НОВАТЭКа" Леонид Михельсон заявил (цитата по сайту neftegaz.ru), что оборудование для "Арктик СПГ 2" будет локализовано в течение ближайших 2–3 лет, а первая линия комплекса вместе с основанием гравитационного типа в августе будет доставлена в Обскую губу. Для этого, в частности, арестованный Nordic Giant готовит фарватер.
В мае гендиректор ответственного за развитие инфраструктуры Северного морского пути петербургского ФГУП "Гидрографическое предприятие" (входит в госкорпорацию "Росатом") Александр Бенгерт озвучил (цитата ИА "ПортНьюс") план создать дноуглубительную компанию. Но план этот на все сто зависит от возможности приобретения специального флота — которого, напомним, в России нет.
Исключение составляют арестованные Nordic Giant и Arctic Scradeway, которые, судя по всему, благополучно продолжают работу под руководством назначенного судом хранителя.
"ДП" отправил запросы в ООО "Боскалис", ООО "Арктик СПГ 2" и ООО "Онего шиппинг лтд".