Собирание русских сетей: что изменит реорганизация в энергоотрасли

Автор фото: Сергей Коньков

Возможно несколько вариантов, как слияние "Россетей" и ФСК ЕЭС отразится на перекрёстном субсидировании, но лёгкой реформе механизм не поддастся.

В России появится объединённая электросетевая организация. 15 июля советы директоров оператора электросетей страны ПАО "Россети" и его дочерней компании ПАО "ФСК ЕЭС", управляющей магистральными сетями, объявили о слиянии на базе последней — она проведёт допэмиссию бумаг. Акционеры ФСК ЕЭС и "Россетей" должны одобрить решение о консолидации на общих собраниях, которые состоятся 14 и 16 сентября соответственно.
Российской Федерации в лице Росимущества принадлежит почти 89% капитала "Россетей", которые в свою очередь контролируют 80,1% ФСК ЕЭС (конечная доля государства в операторе магистральных сетей составляет почти 72,7%).
Акции ПАО "Россети" обменяют на бумаги ФСК, но пока неизвестно, с каким коэффициентом. Несогласные с реорганизацией смогут продать акции "Россетей" по 0,6058 рубля за обычную бумагу и по 1,273 рубля за привилегированную. Акции ФСК выкупят по 0,0904 рубля за штуку.
В состав объединённой корпорации на базе ФСК ЕЭС также вольются ОАО "Томские магистральные сети" (на 90,48% принадлежит ФСК), АО "Кубанские магистральные сети" (100%–ная "дочка" ФСК) и АО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания — ЕНЭС", которое полностью принадлежит "Росимуществу".

Проблемы сами не уйдут

Одним из главных вопросов, вытекающих из реорганизации сетевого комплекса, который пока публично никем не проясняется: как консолидация распределительных и магистральных линий повлияет на механизм перекрёстного субсидирования. О его недостатках уже много лет говорят представители бизнеса, к тому же он вносит некоторый разлад и внутри сложной структуры "Россетей".
Дело в том, что в перекрёстном субсидировании — когда крупные потребители (бизнес и госучреждения) оплачивают энергию по повышенным ставкам, чтобы обеспечить сниженные тарифы для населения, — участвуют распределительные сети, а на магистральные линии ФСК ЕЭС оно не распространяется. Таким образом, промышленные предприятия логично стремятся перейти на прямые договоры с ФСК — и, естественно, встречают противодействие.
Показательным примером является начатая ещё в 2017–м попытка ООО "Сургутэнергосбыт" через суд понудить ФСК ЕЭС заключить прямой договор на передачу энергии со своим потребителем ООО "Киришинефтеоргсинтез" ("Кинеф") — одним из крупнейших в России нефтеперегонных заводов. Так предприятие могло бы экономить на платежах за электричество до 2,7 млрд рублей в год.
Обратной стороной ухода якорного потребителя, как тогда утверждали аналитики рынка, стало бы резкое повышение тарифов для остального бизнеса в Ленинградской области, потому что сумму, которая требуется на обслуживание оборудования, пришлось бы делить на оставшихся игроков.
В "Россетях" заявляли, что уход "Кинефа" с общего регионального рынка привёл бы к необходимости увеличивать тариф для абонентов в Ленобласти на 40%, а "Ленэнерго" пришлось бы переносить ввод объектов из инвестиционной программы. Ожидаемо требование "Кинефа" присоединить предприятие к сетям ФСК не было одобрено судами.

Хрупкое равновесие

В текущих экономических реалиях отмена "перекрёстки" или, наоборот, её расширение вряд ли возможно — любое реформирование приведёт к росту финансовой нагрузки либо на крупные отечественные холдинги, либо на граждан как на конечных потребителей, считает аналитик ФГ "Финам" Александр Ковалёв.
"Сдерживание тарифов для населения потребует дополнительной государственной поддержки в виде субсидий, и финансовых средств на это может просто не оказаться. То же самое касается крупных промышленных потребителей, но здесь ситуация ещё острее, поскольку в случае включения магистральных сетей в “перекрёстку” может ускориться процесс ухода бизнеса на собственную генерацию. Это больно ударит как по сетевому комплексу, так и по генерирующим компаниям", — объясняет эксперт.
Вопрос полной отмены перекрёстного субсидирования лежит за пределами процесса консолидации активов и корпоративного управления "Россетей" и ФСК ЕЭС, отмечает партнёр Vygon Consulting Алексей Жихарев. И о полной отмене компенсации тарифов для населения и переводе граждан на оплату по экономически обоснованным тарифам речи пока нет. Маловероятно, что это удастся совершить в ближайшем будущем.
"Выполнение такой задачи к 2030 году потребует индексации тарифа в 2 раза быстрее инфляции, что вряд ли будет поддержано правительством. При этом возможен возврат к инициативе дифференциации тарифа ФСК, которая никак не отразится на общем объёме перекрёстного субсидирования, а лишь переложит его часть с бизнеса, присоединённого к распредкомплексу, на большую промышленность, сидящую на тарифе ФСК", — утверждает Алексей Жихарев.

Коснётся ли реформа регионов

При этом "Россети" — холдинговая структура, напрямую не контролирующая операционную деятельность дочерних межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК), выполняющая лишь управленческие функции.
По мнению управляющего партнёра Агентства энергетического анализа Алексея Преснова, если в итоге на рынке останется единая операционная компания, то можно ожидать распространения "перекрёстки" и на ФСК в каком–то виде. "Но пока речь об объединении ФСК и “Россетей” как холдингов, а не самих МРСК, как бы они ни назывались. Это важно. Вот если и когда это будет единая операционная компания, тогда, может, это и случится. Но не факт", — рассуждает эксперт.
Александр Ковалёв полагает, что дальнейшее объединение электросетевых активов, в частности МРСК, не исключено на следующих этапах. По его словам, тренд был запущен ещё в 2021 году, когда стартовала инициатива по консолидации территориальных сетевых организаций в регионах.
По мнению эксперта по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций" Дмитрия Пучкарёва, объединение ФСК и "Россетей" можно считать сигналом к возможной консолидации электросетевого сектора, однако уверенности в этом пока нет.
Что касается крупнейших в Северо–Западном федеральном округе МРСК — "Россети Ленэнерго" и "Россети Северо–Запад", то в случае их вливания в объединённую корпорацию эффективная доля государства в компаниях может вырасти за счёт выкупа части бумаг у миноритариев в рамках оферты. Однако, замечает эксперт, они и так контролируются "Россетями", поэтому вряд ли можно говорить о ещё большем подчинении.
"С точки зрения деятельности эффект может быть за счёт ускорения темпов реализации инвестпрограммы, так как привлекать заёмное финансирование для объединённой компании должно быть выгоднее, чем для отдельных игроков. Возможна оптимизация управленческих, административных издержек, но в остальном влияние на бизнес не должно быть существенным", — полагает Дмитрий Пучкарёв.