"Ленфильм" заявил о невозможности заменить импортную технику для киносъёмок

Автор фото: Александр Демьянчук / ТАСС
Петербургской киностудии "Ленфильм" не удалось выполнить поручение президента и правительства РФ об импортозамещении в сфере кинопроизводства: в России попросту отсутствует оборудование, эквивалентное иностранному по техническим характеристикам и потребительским свойствам.
Об этом 27 июля со ссылкой на отчёт "Ленфильма" за 2021 год сообщает РБК. Руководители киностудии подчеркнули, что "Ленфильм" предоставляет свои павильоны для съёмок фильмов и сериалов, но "спрос на аренду российского кинопроизводственного оборудования отсутствует", а "потребители кинопроизводственных услуг предъявляют высокие требования к качеству оборудования". Комментируя составленный отчёт, генеральный директор петербургской киностудии Фёдор Щербаков заверил, что в настоящий момент у "Ленфильма" есть достаточный объём импортной техники, однако студия "внимательно мониторит рынок" в поисках российских аналогов.
Эксперты согласны, что отечественное кинопроизводство полностью зависит от импортной техники и иностранного ПО: начиная от камер, штативов и многоуровневого освещения и заканчивая ветрозащитой на микрофоны, генераторами дыма и другим оборудованием. Ещё более высокие требования предъявляются к программному обеспечению — создателям кинолент необходимо иметь широкий набор инструментов для создания спецэффектов, монтажа видео- и аудиодорожек. Более того, даже расходные материалы вроде рабочих перчаток для операторов или клея для крепления петличных микрофонов в основном производятся за рубежом. Генеральный продюсер и основатель кинокомпании "Нон-Стоп Продакшн" Сергей Мелькумов согласен, что в России отсутствуют аналоги железа и софта для кинопроизводства. По его словам, последний раз он видел советскую технику на съёмочной площадке в конце 1980-х.
"Наладить российское производство возможно, но это будет стоить гигантских денег и потребует немало лет", — отметил Мелькумов.
А вот на проблемы из-за отсутствия иностранного ПО представители отрасли жалуются уже сейчас: звукорежиссёры ощутили проблемы с программным обеспечением на постпродакшене российских фильмов этим летом. С отсутствием прямых поставок необходимого для работы отдельного съёмочного оборудования и реквизита столкнулась и киностудия имени "Горького", и "Союзмультфильм". Последняя из-за санкций осталась без программных продуктов, необходимых для производства анимации.
"Наши текущие подписки на зарубежный софт действуют до следующего года, однако мы уже активно ищем альтернативы. В ближайшие годы отрасли предстоит разработка собственных оригинальных программных решений", — резюмировал представитель "Союзмультфильма".
Все ключевые разработчики западного ПО сообщили о прекращении работы в России ещё весной. Одним из первых стал Adobe с его графическими редакторами Photoshop и Illustrator, программой для нелинейного монтажа Premiere, аудиоредактором Audition. Через некоторое время после начала СВО все эти продукты остались недоступны для российских пользователей — они попросту не смогли оформить или продлить уже существующую подписку. Аналогичные проблемы возникли и с услугами Microsoft, который несколько лет назад договорился о стратегическом партнёрстве в сфере цифровизации кинопроизводства с кинокомпанией Bazelevs Тимура Бекмамбетова.
В числе иностранных производителей, уход которых наиболее сильно повлиял на кинопроизводство, также оказались компании Siemens, Panasonic и Nvidia. Кинопродюсер Дмитрий Рудовский отмечает, что в сложившейся ситуации фирмам, занимающимся поставками киноборудования и его арендой, предстоит выстраивать новые "серые" схемы для возобновления поставок. При этом если что-то выйдет из строя, отремонтировать или оперативно заменить сломанный аппарат не получится.
Гендиректор группы "Красный квадрат" Илья Кривицкий уверен, что кинопроизводителям необходимо прежде всего сосредоточиться на поддержке уже имеющегося оборудования, а не на покупке нового. "Мы создаём собственный сервисный центр для обслуживания нашего парка техники. Нужно обеспечить профилактику поломок, регулярное техобслуживание, бережную эксплуатацию и контроль, чтобы максимально продлить срок службы того, что есть в распоряжении", — считает Кривицкий.
По словам главного редактора издания "Бюллетень кинопрокатчика" Александра Нечаева, возникшие из-за санкций трудности прежде всего отразятся на крупноформатных кинопроектах, а для обхода ограничений можно обратиться за помощью к коллегам из Казахстана или Армении.