В сортах пластика не разбираются: бизнесу нужна помощь с внедрением РСО

Автор фото: shutterstock.com

Почти 200 тонн раздельно собранных отходов сдали петербуржцы в рамках эксперимента регионального оператора НЭО. Горожане участвуют активно, но правильно сортировать мусор пока получается не у всех.

Как рассказали "ДП" в АО "Невский экологический оператор", в рамках проекта по многопоточному сбору, реализуемого с начала этого года в Калининском и Красногвардейском районах совместно с компанией "АртЭко СПб", 200 контейнерных площадок были оборудованы дополнительными контейнерами для бумаги и картона, для стекла и для всех остальных перерабатываемых фракций (отходы пластиков и металла, тетрапак). "Мы наблюдаем стабильное увеличение объёмов раздельного накопления отходов (РНО): с 11 901 кг в январе до 45 495 кг в июне", — сообщают в компании.
В комитете по природопользованию говорят, что всего в рамках организации пофракционного раздельного накопления запланирована установка 3,2 тыс. контейнеров на 800 площадках в Калининском и Красногвардейском районах.
Как ранее писал "ДП", "АртЭко СПб" самостоятельно занимается переработкой ПЭТ-бутылок. Стекло отправляется на завод ООО "Элемент Ресайклинг", макулатура — ООО "РРК", рассказали в НЭО.
С конца апреля совместно с АО "Автопарк № 1 “Спецтранс”" стартовал эксперимент в Московском районе, где тестируется двухпоточная система. На 100 площадках поставили контейнеры для сбора всех видов перерабатываемых отходов (без разделения по отдельным фракциям). Здесь с мая по июнь собрано более 28,7 тонны.
Главная задача при таком методе накопления — отделить органические (мокрые) отходы от вторсырья, которое должно быть чистым для последующей переработки, поясняют в НЭО. По результатам сортировки более 11,18 тонны вторсырья было передано на переработку.
"Засор составляет более 50%. Вроде бы кажется, что запрос на раздельный сбор у населения есть, а по факту наши эксперименты показывают, что жители сортировать не умеют или не хотят", — прокомментировал в Автопарке № 1 "Спецтранс".
Больше всего сложностей для жителей пока представляет разделение перерабатываемых и неперерабатываемых видов пластика, отмечают в НЭО. "В результате в контейнеры попадает достаточно много непригодных для переработки фракций, несмотря на подробную информацию о том, какие именно виды отходы в них можно складировать", — говорят в компании.
Делать выводы на основании этих данных пока преждевременно, отмечают в НЭО. Предварительные результаты реализации пилотных проектов должны быть представлены губернатору в конце августа. Напомним, что в августе город должен определиться с принципами введения в Петербурге РНО, включая то, как эти отходы собирать — пофракционно или устанавливать единые баки для всех полезных фракций.
Проект по раздельному сбору пока доход не приносит, отмечают в Автопарке № 1 "Спецтранс", который с начала 2021 года поставил более 1,2 тыс. контейнеров для пластика. "Мы за идею, но она разбивается и о низкую вовлечённость жителей, и о воровство. На уровне домохозяйств люди сортируют мало — иногда контейнеры не наполняются или наполняются не тем — объём засора доходит до 70%. К сожалению, есть случаи воровства пластика из контейнеров. Это делает проект ещё более убыточным, — поясняют в компании. — На сегодня положительная экономика есть в глубокой сортировке ТКО — извлечении вторсырья из смешанных отходов. Нужен комплексный подход и повсеместное внедрение системы РСО, масштабная работа с населением, а это бизнесу в одиночку не потянуть".
Отметим, что раздельным сбором помимо НЭО и его подрядчиков сегодня занимаются и другие компании. Город рассчитывает, что они наладят взаимодействие с единым регоператором и смогут работать сообща. Впрочем, это не касается недобросовестных заготовителей и утилизаторов. "В адрес комитета периодически поступают жалобы на недобросовестные организации, занимающиеся раздельным накоплением отходов, в части нарушения периодичности вывоза, несанкционированного размещения контейнеров, отсутствия контроля потоков раздельно накопленных компонентов, погрузки раздельно накопленных компонентов в один мусоровоз", — рассказали в комитете. Такие компании в итоге должны будут уйти с рынка, прогнозируют эксперты.