Пять с минусом: развитие 5G в России заморожено

После ухода из России главных зарубежных инвесторов и вендоров о появлении сетей 5G можно забыть, утверждают эксперты. Ситуацию смог бы спасти "золотой диапазон", но его не отдадут военные.

На днях Государственная комиссия по радиочастотам объявила, что с 2023 года операторам связи будут предоставлены частоты миллиметрового диапазона 24,25–27,5 ГГц для 5G. Считается, что это облегчит и ускорит внедрение сетей нового поколения в России. Однако эксперты настаивают на том, что для 5G оптимальным является "золотой диапазон" 3,4–3,8 ГГц, который принадлежит силовикам. Без него никакого развития 5G в стране не будет.
Ситуацию усугубляет и то, что с Россией прекратили сотрудничество главные поставщики телекоммуникационного оборудования — Cisco, Ericsson, Nokia. Huawei перестала отвечать на запросы о поставке своих продуктов, не объявляя официально об уходе. Все четыре компании активно сотрудничали с российскими операторами именно по вопросам тестирования и создания 5G–сетей.
Аналитик агентства MForum Analytics и эксперт в области мобильных телекоммуникаций Алексей Бойко отмечает, что новые частоты — хорошая новость, но это мало что даёт операторам. "Эти диапазоны наиболее пригодны для обустройства частных сетей Р5G. Они могли бы неплохо дополнить сети 5G массового пользования в местах наибольшей загрузки. Но пока что дополнять нечего", — объясняет он.
Эксперт напоминает, что, несмотря на наличие тестовых зон (в Петербурге они доступны для абонентов МТС и "МегаФона"), никто ещё не получил лицензии на коммерческий запуск сети пятого поколения. В 2020 году МТС получили первую 5G–лицензию в России, но она была выдана на диапазон 24,25–24,65 ГГц, который является миллиметровым.
"Это малопригодный диапазон для построения сети общего пользования. Нетрудно заметить, что за 2 года оператор не предпринял попыток запуска сетей 5G для населения. Сети 5G mmWave — это неплохое дополнение сетей 5G в среднечастотных диапазонах, не более", — утверждает Бойко. Поэтому в России 5G по факту как не было, так и нет, резюмирует он.
Директор Общества защиты интернета Михаил Климарёв (внесён Минюстом в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента) недоумевает, почему "золотой диапазон" до сих пор не отдали операторам.
"На диапазоне более 3 ГГц радиоволна не будет больше 100 метров, какой бы датчик ни стоял. Там весьма ограниченное количество устройств, которые могут на этой частоте работать, — при более высоком диапазоне другой принцип использования этих частот. Гражданские устройства тут никак не могут помешать военным, тем более для них самих этот диапазон бесполезен (устройств нужных нет), их радары в любом случае продолжат работать без проблем. Ну не сможет гражданский телефон помешать радиолокационной станции. Технически этот диапазон никому вообще не нужен, кроме операторов", — рассуждает он.

Чужая начинка

Отсутствие нужного оборудования тоже существенно тормозит процесс. Тут не спасёт даже параллельный импорт. Запуск 5G регулятор обещает разрешить только при использовании исключительно российского оборудования.
"Декларируется, что сеть 5G должна строиться на базе российского решения. Другое дело, что считать “российским решением”. Нельзя строить сеть 5G с использованием базовых станций Ericsson или Huawei. Но в теории можно получить разрешение на запуск 5G на российском решении, даже если “под капотом” найдутся зарубежные компоненты", — рассуждает Бойко.
Российские операторы ещё год–два назад могли бы запустить сети 5G на уже развёрнутом импортном оборудовании, если бы им дали соответствующие частоты и разрешили запуск.
Попытки создания отечественного 5G–оборудования предпринимал "Ростех". В феврале 2021 года госкорпорация заявила, что создала "первую отечественную базовую станцию LTE–Advanced операторского класса". Но, как обращает внимание Бойко, разработаны лишь отдельные фрагменты. Серийный выпуск не налажен, а в конструкции используются зарубежные комплектующие.
"Никто не знает, как поведёт себя такая сеть, если к ней будут подключены десятки миллионов устройств. Такое оборудование можно начать обкатывать в условиях небольших частных сетей 5G, чтобы получить опыт, выявить возможные проблемы и их устранить. Отечественные решения вряд ли могут быть конкурентоспособными по цене, поскольку речь идёт о малосерийном производстве. Для выхода на сравнимые цены оборудование должно производиться сотнями тысяч экземпляров и поставляться на экспорт", — утверждает он.
Михаил Климарёв оценивает разработки "Ростеха" ещё более критично. "У нас нет никаких производственных мощностей для того, чтобы изготовлять микропроцессоры, а 5G — это в первую очередь вычисления. Вы наверняка слышали про облачные вычисления и технологии. 5G вводит новую концепцию — туманные вычисления, которые выполняются на самих базовых станциях. Благодаря этому и может существовать интернет вещей", — говорит он.
В "Ростелекоме" и "Вымпелкоме" отказались прокомментировать ситуацию для "ДП". В МТС заявили, что думают над решением проблемы: "Компания предпринимает все усилия, чтобы торговые и технологические ограничения не отразились на модернизации сетей, в том числе и на внедрении стандарта 5G. Готовы закупать конкурентоспособное российское оборудование с требуемыми характеристиками, качеством и ценами".
Пресс–служба "МегаФона" сообщила: "Одной из приоритетных задач для нас остаётся получение радиочастотного спектра в диапазоне 3,4–3,8 ГГц. Мы приветствуем появление отечественного оборудования и готовы его тестировать".
У нас нет оборудования для сетей четвёртого поколения, а оно вскоре начнёт выходить из строя и нужна будет его замена. Поэтому "Ростех" изменил дорожную карту — компания, так и не выпустив толком оборудования пятого поколения, будет заниматься оборудованием 4G. Экземпляры для сетей 5G, которые были созданы "Ростехом", не понравились операторам. Четвёртое поколение только планируют создать, когда оно появится — неизвестно, поэтому и сказать, насколько оно будет востребовано, нельзя. Но ясно одно: до 2024–2025 годов ни в каких снах нельзя мечтать, что у нас появится пятое поколение. Даже если бы выдали частоты, то оборудования для него нет.
Денис Кусков
генеральный директор TelecomDaily "Экспофорум Интернэшнл"
5G в принципе дорогой стандарт, он требует строительства дорогих базовых станций, создания дорогой инфраструктуры. В этом вопросе бизнесу не справиться без государства. Однако недавние события изменили приоритеты на ближайшие несколько лет. Есть мнение, что сейчас фокус сместился на LTE. И это оправданно. 5G — больше про промышленное использование, технологии нового поколения и т. п. А для массового потребителя достаточно LTE. Современное оборудование — это не только "железо", но и ПО, которое требует обновления, гарантия и техподдержка производителя. Параллельный импорт, к сожалению, не решает этих вопросов в полном объёме.
Андрей Гук
генеральный директор "ОБИТ"