Евросоюз разрешил железнодорожный транзит в Калининград "при условии контроля"

Автор фото: Ваганов Антон
Еврокомиссия Евросоюза (ЕС) разъяснила действие санкций на транзит российских товаров из России в Калининградскую область РФ через территорию ЕС, в частности Литвы.
Разъяснения Еврокомиссии опубликованы в среду, 13 июля, на её сайте.
В сообщении заявляется, что транзит попавших под санкции ЕС товаров автомобильным транспортом российскими перевозчиками "не разрешён в соответствии с мерами ЕС", однако этот запрет не действует для железнодорожного транспорта "при условии соответствующего контроля".
"Страны-члены должны контролировать, что объёмы транзита остаются в пределах средних величин за последние три года, в особенности в отношении реального спроса на данные товары в пункте назначения, а также то, что в наборе перевозимых товаров нет никаких необычных отклонений, которые могли бы привести к обходу режима санкций ЕС", — говорится в разъяснениях (перевод по ТАСС). При этом подчёркивается, что транзит военной продукции и технологий, а также продукции и технологий двойного назначения запрещён, независимо от вида транспорта.
В Еврокомиссии подчеркнули важность мониторинга двусторонних торговых потоков между Россией и Калининградской областью, "чтобы гарантировать, что подсанкционные товары не могут попасть на таможенную территорию ЕС". В правительстве Калининградской области, в свою очередь, заявили, что изучат положения документа, прежде чем делать выводы, пишут "РИА Новости".
Литва запретила транзит грузов, попавших под санкции ЕС, на территорию Калининградской области с 18 июня, причём запрет касался сначала именно железной дороги. Через несколько дней выяснилось, что под запретом оказались и транзитные автоперевозки.
В Литве настаивали, что лишь выполняют директивы Еврокомиссии, а вопрос транзита называли "вопросом между Евросоюзом и Россией", при этом выступали категорически против зелёных коридоров для грузов в Калининград. В МИД России действия Литвы назвали "открыто враждебными", в Госдуме и Совфеде ситуацию охарактеризовали как "транспортную блокаду", в Кремле разрабатывали сценарии на случай полной остановки транзита, а калининградские власти разработали ответные меры — на случай, если ситуацию не удастся разрешить дипломатическим путём. Речь шла о полном запрете движения товаров (в том числе транзитных из третьих стран) между тремя прибалтийскими странами и Россией, с исключением для Калининградской области.
Власти Калининградской области заявляли, что проблему "не удастся замести под ковёр", и подчеркивали, что Россию устроит только один вариант: возврат к механизму транзита грузов, который существовал до 17 июня. 13 июля СМИ стало известно, что в ЕС нашли решение по калининградскому транзиту, однако источники уверяли, что документ "полностью удовлетворил Москву" и его действие распространяется на доставку грузов в самый западный регион России как железнодорожным, так и автомобильным транспортом.