Магазины винтажной одежды в Петербурге теряют связь с зарубежными поставщиками

Автор фото: shutterstock

Участники рынка собираются запускать собственные бренды.

Модные секонд–хенды, которые продают в Петербурге винтажную и кастомную одежду из Европы, Америки, Японии и других стран, задумались над тем, чтобы переориентироваться на российский рынок. Всего таких магазинов и шоурумов в Северной столице насчитывается около двух десятков. В основном одеваться в них предпочитают люди, желающие выделяться из толпы, подчёркивая свою индивидуальность.
Последние месяцы бизнесу пришлось адаптироваться к новым условиям работы. Основательница модного комиссионного магазина Mushka Светлана Мушинская рассказала корреспонденту "ДП", что до неё вот уже третий месяц не может доехать грузовик с товаром.
"Мы в основном закупаем вещи на аукционах или складах Швеции, Финляндии, Великобритании, Голландии и Италии. Последний раз сделали закупку в марте, товар доставили в Эстонию, оттуда грузчик должен был привезти его в Петербург. Однако он не может пересечь границу, его останавливают пограничники то с одной, то с другой стороны. Последний раз отправили сдавать тест на антитела, хотя ковидный режим отменён", — рассказала основательница секонд–хенда. Она также добавила, что в разгар пандемии одежду для её магазина за границей покупали байеры, которые затем оправляли товар посылками. Это позволяло магазину не прекращать работу. Однако сейчас для этого появились новые препятствия, а купленного ранее товарного запаса надолго не хватит.
Раньше Светлана Мушинская сама посещала иностранные аукционы и склады, отбирала вещи. За границей существуют организации, куда люди сдают одежду, а желающие могут приобрести её. Нереализованный товар упаковывают в контейнеры и отправляют в секонд–хенды, в том числе в российские. Как отдельное направление бизнеса в Mushka существует продажа премиальных украшений, их закупают в основном на аукционах Китая или Ebay.
Основатель секонд–хенда Fjordcloth Артём Чернов (сотрудничают с поставщиками Америки, Англии и стран ЕС) отмечает, что транспортная компания продолжает привозить товар, но цены на её услуги значительно выросли: приходится нанимать транспорт для перевозок, зарегистрированный в ЕС. "У нас есть зарубежный счёт, это помогло решить вопрос с оплатой. Но волатильность курса сильно усложнила вопрос закупок и планирование поставок. Затраты на логистику выросли существенно, но увеличение объёмов продаж позволило сократить разницу с прежними ценами. Товар, который мы рассчитывали реализовать за несколько месяцев, продали за пару недель. Сейчас задача — успевать пополнять склад и ассортимент магазина", — сообщил он. Чернов добавил, что поставщики в силу повышенного спроса увеличили отпускные цены в среднем на 30% на все категории товаров.
Основной сложностью владельцы секонд–хендов называют именно затраты на логистику. С невозможностью посещать страны и закупать одежду самостоятельно участники рынка уже сталкивались в предыдущие 2 года. За это время они успели наладить сотрудничество с байерами и совершать заказы дистанционно. Например, в секонд–хенде KISSA MARKET (продают отобранный вручную винтаж из Европы) рассказали, что сотрудничают с байерами из Эстонии. Вещи выбирают совместно, консультируясь по видеосвязи.
Некоторым предпринимателям новая реальность не подорвала планов на этот год. В секонд–хенде "Антресоль" (продают одежду от поставщиков Германии, Нидерландов, Японии) расширяют бизнес: сняли помещение под новый магазин, несмотря на подорожавшие закупки, логистику и общую нестабильность. "Ранее сделанные закупки помогают пережить сложный момент. Мы пришли к пониманию, что людям всё равно нужно одеваться. Массмаркет ушёл или подорожал, а цены локальных брендов тоже пойдут вверх по понятным причинам. Вместе с тем наблюдаем, что интерес к винтажным вещам растёт во всём мире и в России в частности. В связи с этим возникает лёгкий их дефицит", — отмечает Евгений Яковлев, владелец секонд–хенда "Антресоль".
Основательница секонд–хендов Беzbirok Анна Баклане–Салманова рассказала, что в её компании прекратили поставки из–за границы. Ранее в магазин в основном привозили контейнеры с вещами из Риги, куда они поступали со складов Великобритании и Германии. По мнению предпринимательницы, сейчас разумным шагом станет смена курса на внутренний рынок. Дефицита одежды на нём нет, а спрос остаётся на высоком уровне, даже несмотря на снижение покупательной способности. Тем не менее сейчас некоторые секонд–хенды закрываются, часть крупных игроков поднимают цены за счёт ограниченного доступа к вещам. Растёт популярность кастомизации.
"Люди готовы платить за аутентичность. Финансовые возможности становятся ниже, но потребность в самовыражении остаётся. Развивается и ресайклинг, причём он интересен уже не как спасение вещей от утилизации, а как переосмысление и созидание", — говорит предпринимательница. В Беzbirok кастомом заинтересовались ещё до начала нынешних событий. Предприниматели сотрудничают по аутсорсу с художниками и мастерами. "В силу высокого спроса на такую одежду мы можем обеспечить художникам полноценный ежемесячный доход. Следующим шагом, по логике, должно стать создание собственного бренда и формирование штата художников. К этому мы пока не готовы, но размышления о концепции уже возникают", — рассказала Анна Баклане–Салманова.
В секонд–хендах задумываются о пересмотре бизнес–процессов. Светлана Мушинская, например, призналась, что подумывает заняться продажей вещей, пошитых на внутреннем рынке. По её мнению, не исключено, что скоро в Петербурге вновь откроются популярные в СССР комиссионки, хотя и в новом прочтении. Жителям Северной столицы уже известны такие бренды секонд–хендов, как "Лепта" и "Спасибо". "Я задумываюсь о том, чтобы перевести бизнес в похожий формат, знаю, что есть люди, желающие продать свои старые вещи и купить взамен им новые. Возможно, интересно было бы организовать обмен одеждой, потому что не все могут позволить себе отдать её бесплатно", — объясняет Мушинская. По её мнению, рынку не грозит оказаться в "пузыре" и лишиться доступа к вещам от иностранных поставщиков. Логистику можно наладить через Восток. Однако очевидно, что затраты вырастут, а товары в секонд–хендах подорожают минимум на 20–30% (премиальные бренды больше, уже сейчас их количество ограничено). Купить одежду до тысячи рублей в них будет сложно.
Артём Чернов рассказал, что в его магазине представлена одежда собственного бренда: головные уборы, ремни и брюки, произведённые в Петербурге. В компании отмечают растущий интерес к локальным брендам, поэтому планируют расширять ассортимент.