Все хотят финансировать малый бизнес, от банков до ломбардов. Осталось добиться, чтобы сами предприниматели захотели привлекать деньги.
Малый и средний бизнес (МСБ) пока удерживает репутацию выгодного и относительно надёжного класса заёмщиков. По итогам I квартала 2022 года (более свежей статистики Банк России пока не опубликовал) портфель кредитов ему вырос, а сумма просроченной задолженности уменьшилась. Общероссийские тенденции подтверждают и данные по СЗФО (см. диаграмму).
С опорой на поддержку
Привлекательности кредитованию МСБ добавляют госпрограммы поддержки предпринимательства. Александр Калинин, президент "Опоры России", в ходе одной из дискуссий на Петербургском экономическом форуме рассказал о том, что после февральского поднятия стоимости финансирования Центральным банком РФ правительство и регулятор приняли новые программы по стимулированию кредитования малого бизнеса и дополнения к старым на общую сумму 1 трлн рублей. Вместе с тем продолжают действовать и более ранние программы, принятые, в частности, в связи с пандемией COVID–19. Но этого, по мнению Калинина, недостаточно, тем более что помощь МСП даёт отдачу государству в виде увеличения налогов. "Нужно добиться, чтобы инвестиционные проекты малого бизнеса максимум под 5% кредитовались, — призвал он. — Уже сейчас, к примеру, Корпорация МСП и ряд регионов подписали соглашения, где с совместным софинансированием процентной ставки можно под 6,5% получать кредиты. Значит, можно теперь и 5% сделать! Тогда инвестиционная модель раскрутится".