Арктика за неделю: Росатом укрепляется на СМП, "Черномырдину" сделали замечания

Автор фото: Коньков Сергей

Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализуют проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в арктическом регионе как в России, так и за рубежом.

Росатом расширяет полномочия

Госдума одобрила в первом чтении законопроект о наделении Росатома новыми полномочиями на Севморпути. Положения документа предусматривают, что у госкорпорации (напрямую либо у органа в статусе ФГБУ, который будет создан при ней) появится официальная возможность выдавать, приостанавливать, возобновлять либо прекращать действие разрешений на плавание в акватории СМП, а также вносить в них изменения "в случаях несоблюдения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов".
Данный шаг продиктован объективной необходимостью: движение на Севморпути неуклонно растёт, а значит, растут и сопутствующие риски — реагировать на них приходится Росатому как инфраструктурному оператору СМП и единственному обладателю атомного ледокольного флота. В настоящее время упомянутые разрешения на плавание выдаёт администрация СМП, подчиняющаяся Росморречфлоту и Минтрансу. Передача Росатому полномочий по оформлению и отмене таких разрешений позволит ему напрямую влиять на то, какие именно суда и при каких обстоятельствах получат право прохода по заполярной магистрали. И тем самым эффективнее обеспечивать безопасность навигации.
На Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге идёт работа над устранением замечаний, собранных специалистами предприятия по итогам ледовых испытаний ледокола "Виктор Черномырдин", состоявшихся в апреле-мае 2022 года в Карском море.
В ходе арктического вояжа специалисты Адмиралтейских верфей провели комплексную проверку работы всех основных систем самого мощного неатомного ледокола в мире. Помимо гарантийной группы завода на борту судна находились учёные, проводившие ряд исследований по маршруту следования "Черномырдина".
Напомним, после сдачи ледокола заказчику ("Росморпорту") в ноябре 2020 года он использовался в "тепличных" условиях, совершая проводки на Балтике, для которой его мощность была явно избыточной. Проведённые испытания — важный шаг на пути подготовки судна к эксплуатации в акватории Северного Ледовитого океана. Для которой оно, в общем-то, изначально и проектировалось.

Охота за гектарами

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики отчиталась о промежуточных итогах программы "Дальневосточный гектар". По данным КРДВ, с августа 2021 года, когда программа стартовала в Заполярье, её возможностями воспользовались 3 тыс. человек, при этом заявителям было выдано более 2 тыс. га земли. Процесс продолжается: за указанный период в соответствующие органы власти было подано 6,9 тыс. заявок на земельные участки.
Безоговорочным лидером по раздаче арктических участков является Мурманская область: регион уже передал в безвозмездное пользование порядка 1,7 тыс. га. Таким образом, на все остальные пять субъектов АЗРФ, участвующих в программе, приходится лишь около 400 га распределённых земель. Объяснить такой перекос исключительно популярностью Кольского Заполярья сложно — хотя на Мурманскую область и приходится относительное большинство зарегистрированных заявок (3,1 тыс. из упомянутых 6,9 тыс.), сравнимые их количества были поданы в Карелии (2,1 тыс.) и Архангельской области (1 тыс.). Очевидно, механизмы отработки заявок, поступающих от граждан, отлажены в этом регионе лучше, чем в прочих арктических субъектах.

Балтзавод накажет финнов рублём

Балтийский завод подал иск в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области против финской Wartsila Solutions — своего партнёра по постройке современных атомных ледоколов проекта 22220. Сумма исковых требований составляет 5,1 млн евро.
Финские контрагенты питерских судостроителей обвиняются в отказе от выполнения контракта на поставку дейдвудного устройства и дизель-генераторов для наших атомоходов "Якутия" и "Чукотка". Судя по всему, позиция финнов имеет политическую окраску и напрямую связана с санкционным давлением, которому Россия была подвергнута после начала специальной военной операции.
Выбор суда неслучаен — шансы у российского предприятия добиться справедливости в иностранной юрисдикции сейчас невелики. Впрочем, открытым остаётся вопрос о том, каковы шансы стребовать с финнов компенсацию, если таковая будет назначена по итогам разбирательства.

Деньги для "Нового Мурманска"

Правительственная комиссия по региональному развитию приняла решение ассигновать дополнительные средства на нужды строительства культурно-делового кластера "Новый Мурманск" в размере 1,15 млрд рублей.
В рамках проекта, анонсированного на прошлогоднем ПМЭФ, предполагается провести масштабную реновацию части промзоны заполярного города. На территории бывшего судоремонтного завода возникнут бизнес-центр, культурные и туристические объекты, экспозиционный комплекс, гостиницы. Стоимость проекта составляет 16,8 млрд рублей.
"Новый Мурманск" — знаковая инициатива. Проект обещает стать модельным для ряда других арктических городов, меняющих парадигму своего развития и отходящих от первоначальной концепции промышленного поселения, типичной для периода первой волны освоения высоких широт. Вполне возможно, что опыт Мурманска, самого крупного заполярного города мира, найдёт дальнейшее применение и в российской, и в зарубежной Арктике.