Экосистемы на паузе: техногиганты распродают непрофильные активы

Автор фото: shutterstock
Автор фото: shutterstock

Схватка за создание универсального набора сервисов на любой вкус приостановлена.

Крупные российские компании с начала 2022 года наперегонки продают проекты, которые являлись составными частями долго выстраиваемых экосистем: онлайн–кинотеатры, доставки еды и музыкальные сервисы. Кризис заставляет гигантов избавляться от убыточных активов. Но с грёзами о суперприложениях они расставаться не спешат.

Сервисы с возу

В середине мая "Сбер" вышел из капитала онлайн–кинотеатра "Окко", музыкального сервиса "СберЗвук" и связанных с ними компаний, а также из "Облачных технологий" (SberCloud). Кроме того, банк совместно с VK начал искать покупателей для сервиса доставки готовой еды "Кухня на районе".
VK в конце марта задумался о продаже своего игрового сервиса My.Games. "Яндекс" в конце апреля продал сервисы "Новости" и "Дзен". Позже на рынке появились слухи, что компания намерена продать и онлайн–кинотеатр "Кинопоиск". Однако "Яндекс" эту информацию опроверг. Практически все эти сервисы были частью экосистем от каждой из компаний. Несколько приложений взаимодействовали друг с другом как сеть.
Идея экосистем достаточно стара, и многие западные компании давно уже выстроили собственные продукты вокруг них. Такие гиганты, как Apple, Google или Amazon, конкурируют друг с другом, предлагая клиентам как можно более полный спектр услуг, которыми можно пользоваться, не обращаясь к сторонним сервисам. В Китае всё это обрело форму суперприложения WeChat, через которое можно сделать буквально всё, от заказа такси до бронирования отеля и записи в соцсети.

Дорогое удовольствие

Дмитрий Санников, CEO My Path Group, подчёркивает, что строительство экосистемы дело крайне затратное: "Они очень сложны в формировании и в основном нерентабельны. Чтобы проверить это, достаточно посмотреть на финансовые отчёты. Моторы таких бизнесов будут работать при условии, что есть топливо в виде постоянных крупных инвестиций. Более того, экосистемы зависимы от управленческих решений и выбранной модели управления. Ошибиться здесь очень просто. Особенно учитывая текущее положение дел и мировую неопределённость".
При этом он не считает, что бизнесы отказываются от этой идеологии — сегодня просто продаются убыточные активы. "Некоторые из них необходимо вывести из–под “зонтика”, поскольку для их развития требуется внешний рынок, а с экосистемой выйти на него будет сложно. Компании будут продолжать избавляться от убыточных предприятий. Перед этим они обычно берут паузу на формирование стратегии, чтобы определить, какие из убыточных активов помогут компании в текущей ситуации. Нельзя рубить сплеча, и сейчас есть время на то, чтобы перестроить бизнес и исправить ошибки, которые были допущены", — объясняет Санников.
Управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency Иван Самойленко уверен, что происходящее — это следствие изменившейся из–за кризиса модели потребительского спроса (люди стали больше экономить).
Из–за изменившейся политической ситуации компании пересматривают стратегии, пытаясь понять, как эти изменения учесть в дальнейшем.
"Экосистемы потому и создаются, что стараются охватить много разных направлений потребительских запросов. Но, как в любом бизнесе, всегда есть проекты более прибыльные и менее. Ситуация может измениться, затраты могут себя не оправдать. IT–компании просто сокращают издержки, избавляются от наименее интересных и прибыльных направлений, аккумулируя усилия на стратегически важных секторах. Это вопрос экономической эффективности", — добавляет он.
Эксперты сходятся на том, что в ближайшее время гиганты будут продолжать оптимизировать бизнес, чтобы сбалансировать затраты, прибыль и другие параметры. Но вряд ли это продлится долго. Так или иначе экосистемы всё равно будут развиваться в России. Вот только в каком виде они будут существовать дальше, сейчас предположить крайне сложно.

Забытая теория

Леонид Делицын, аналитик ФГ "Финам", напротив, уверен, что убыточность сервисов не играет никакой роли. "Хороша формула Джека Траута: “Рекламируй одно, продавай другое, прибыль делай на третьем”. Прибыль “Сберу” точно приносила не “Кухня на районе”. И можно смело утверждать, что “Сбер” вообще не рассчитывал на прибыль от этого проекта. “Кухня” была понятным символом движения “Сбера” в партнёрстве с VK на большой рынок электронной коммерции. Прессе очень сложно заинтересовать читателя успехами организации эффективной работы десятков тысяч менеджеров банка в отделениях. А вот почитать про “Кухню” было очень даже любопытно. Фактически “Сбер” и VK продают генератор новостных поводов, а не перспективы получить прибыль", — утверждает он.
По его мнению, так сложилось, что крупные компании в нашей стране используют термин "экосистема" как благозвучную замену скучных понятий слабо интегрированных холдингов или компаний южнокорейской формы финансово–промышленных групп — чеболь. Последнее — это конгломерат, представляющий собой группу формально самостоятельных фирм, находящихся в собственности определённых семей и под единым административным и финансовым контролем.
"Создатель теории бизнес–экосистем Джеймс Мур вкладывал в это понятие совершенно иной смысл. Мур придумал красивую теорию, в которой несколько фирм образуют взаимовыгодное партнёрство для конкуренции с общим противником на новом технологическом рынке. С её помощью он объяснял, как в середине 1980–х IBM, Microsoft и Intel объединились, чтобы продвигать архитектуру персонального компьютера IBM PC и противостоять Apple с её популярным компьютером Macintosh. У Apple тоже были свои союзники, включающие Motorola, компьютерный ретейл и глянцевые компьютерные журналы. Это была содержательная теория", — настаивает Делицын. Он согласен, что приобретение IT–активов затратно. Но это произошло не от хорошей жизни. В банковский бизнес начали вторгаться крупные игроки из новых индустрий. Операторы сотовой связи, набрав колоссальную клиентскую базу, стали предлагать ей банковские услуги. Социальные сети интернета запустили собственные сервисы перевода средств.
"Если бы Марка Цукерберга не сдерживали американские власти, в его социальных сетях уже действовала бы собственная система платежей, Libre. Аналогично — лишь американские власти смогли похоронить инновационную платёжную систему Павла Дурова, TON, на основе Telegram. Власти идут на это ради спасения банков. Но они ожидают, что и банки в ответ будут шевелиться. Вот банки и начали тоже поглощать онлайн–проекты и объявили себя экосистемами. Тем более что средства–то у них были. Их проблемой был не сегодняшний кэш, а отсутствие перспектив на будущее", — заявляет спикер.