Потери класса люкс: торговые улицы Петербурга не могут найти новых арендаторов

Автор фото: Ирина Верещагина

Fashion–локации Петербурга ищут новых арендаторов на замену крупным международным брендам, сворачивающим свою деятельность в России.

Основная часть магазинов люксовых марок одежды, обуви и ювелирных изделий находится на Старо–Невском проспекте, Большой Конюшенной улице и Большом проспекте Петроградской стороны. На этих же улицах располагаются фирменные магазины fashion–брендов, относящихся к среднему или массмаркет–сегменту. Однако вопрос, сохранят ли эти торговые коридоры свой нынешний статус, вызывает множество споров среди экспертов рынка. На текущий момент магазины люксовых зарубежных марок либо уже приостановили работу, либо ищут новые пути поставок в Россию.

Место пусто не бывает

Партнёр, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерий Трушин замечает, что приостановили свою работу уже более 90% монобрендовых магазинов сегмента люкс. И перспективы выражены скорее в уходе данных игроков с рынка, чем в пережидании сложных времён, так как торговля монобрендами сегодня перестала быть выгодной. Всё это бьёт не только по самим fashion–ретейлерам. Собственники помещений теряют доход из–за разрыва или приостановки арендных отношений.
Руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St. Petersburg Анна Лапченко отмечает, что в Петербурге временно приостановили работу магазины, которые управлялись непосредственно головными компаниями брендов. Среди них Louis Vuitton, Chanel, Boucheron, Prada, Dior. А вот те магазины, которые управляются партнёрами, продолжают свою работу: Salvatore Ferragamo, Rolex, Kiton, Max Mara, Marina Rinaldi.
В Nikoliers добавляют, что на сегодняшний день на ключевых торговых коридорах Петербурга временно закрыты такие бутики, как Bulgari, Brunello Cucinelli, Tourbillon. Но пока об окончательном уходе никто из перечисленных брендов не заявлял.
Один из наиболее перспективных вариантов развития для главных торговых коридоров города — открытие здесь люксовых бутиков тех брендов, которые не уходят из России, появление новых или расширение уже известных мультибрендовых магазинов.
Партнёр ONE STORY Ольга Сумишевская подчёркивает, что арендные ставки в таких местах, как правило, очень высоки, они могут оказаться неподъёмными для других арендаторов. Так что арендодателям придётся либо подбирать достойную замену из других областей бизнеса, либо существенно снижать ставки, чтобы совсем не потерять доход.
Анна Лапченко предполагает, что, вероятнее всего, освободившиеся площади будут заняты новыми арендаторами сегментов fashion–индустрии (одежда, обувь, аксессуары), заведениями общественного питания и федеральными продуктовыми сетями.
По словам директора департамента торговой недвижимости Nikoliers Ирины Царьковой, сейчас многие fashion–компании прорабатывают разные стратегии, связанные с возможным возобновлением работы. "В любом случае помещения, занимаемые люксовыми брендами, находятся в центре города, в топовых локациях, обладают большими витринами–окнами и в целом отличаются высокой ликвидностью и качеством", — добавляет она.
Однако Анна Лапченко считает, что вряд ли стоит ждать появления новых бутиков люкс–сегмента на Старо–Невском проспекте в ближайшей перспективе. Даже несмотря на то, что по итогам 5 месяцев 2022 года отмечено снижение максимальных запрашиваемых ставок аренды на 9% (это касается обеих частей проспекта).

Рынок сдвинулся

В случае ухода люксовых ретейлеров заменить их будет крайне сложно из–за отсутствия альтернативы, подчёркивает старший консультант Rusland SP Retail Денис Неробеев. Он считает, что какие–то местные малоизвестные ателье могут занять топовые помещения, но далеко не по таким же арендным ставкам. "С другой стороны, большинство люксовых брендов были под управлением нерезидентов, и в теории, если управление перейдёт резидентам, наполнить магазины якобы люксовым товаром не составит труда", — замечает он.
Если ещё пару недель назад собственники помещений находились в режиме ожидания, то сейчас консалтерам чаще стали поступать запросы на подбор альтернативных арендаторов. Руководитель департамента продажи и аренды коммерческой недвижимости федеральной компании "Этажи" в Петербурге Сергей Каратаев рассказал корреспонденту "ДП", что собственников помещений интересует не только сохранение доходности. Некоторые арендодатели готовы делать скидки для брендов, способных привлечь трафик. В том числе рассматривать варианты частичного субсидирования рекламной активности арендаторов за счёт снижения арендных платежей.
"Такие сдвиги рынка в сторону арендаторов — это хороший тренд, — замечает Каратаев. — Он позволит привлечь на рынок новые, в том числе российские, бренды. Процесс замещения не быстрый. Кроме того, часть российского бизнеса боится инвестировать в собственное более активное развитие, опасаясь возвращения крупных международных игроков".
На поиск альтернатив зарубежным компаниям арендодателей толкает снижение ассортимента в части таких магазинов. "Порой складывается ощущение, что они распродают складские остатки. Конечно, это не привлекает дополнительного трафика, поэтому держаться за таких арендаторов всё меньше смысла", — добавляет эксперт.

Цепочки рвутся

Проблем рынку добавляют и зарубежные санкции в части запрета поставок в Россию предметов роскоши.
Ольга Сумишевская рассказывает, что легальный импорт прекратился практически сразу после начала украинских событий. Те бренды, которые остались, прорабатывают новые логистические цепочки. По тем, кто решил покинуть рынок, работа продолжает вестись в нескольких направлениях. Например, прорабатывается сотрудничество с дистрибьюторами, посредниками, мультибрендовыми бутиками, которые смогут всё же поставлять товар в Россию.
"Существенного изменения в доступном ассортименте многие не ожидают. Вопрос лишь в объёме и цене итоговой продукции. Потому что за счёт логистических цепочек и в зависимости от маршрутов цены вырастают от 7 до 50%", — заключает эксперт.