Назад не развернуться: бизнес найдёт решение для запуска "зелёных" инициатив

Автор фото: Валентин Беликов
Автор фото: Валентин Беликов

Экотрадиция "ДП" становится ещё одним маркером отношения предпринимателей к ESG-повестке. Проект "Аллея Бизнеса" с каждым годом собирает всё больше участников.

Не раз аналитические агентства отмечали, что в нашей стране своя специфика реализации концепции устойчивого развития. Есть, например, заметный перекос в сторону "E" — блока Environmental, то есть ориентированности на вопросы экологического благополучия. И здесь причин несколько. С одной стороны, встройка в парадигму новых требований к бизнесу через "зелёные" проекты проста и понятна. С другой, полученный результат — зримый, зачастую его можно оценить количественно. Всё будет зависеть от сферы деятельности компании и выбранных программ.
Кроме того, меняется ментальность. Словосочетание "ответственное потребление" прочно вошло в обиход. И отдача особенно заметна в сегменте b2c. Покупатель хочет экоупаковок, энергоэффективных домов, зелёного окружения, говорит, что готов сортировать мусор, а также платить больше за органические продукты и товары, производство которых менее негативно сказывается на окружающей среде. Соответственно, включение в стратегию E-направленности позволяет продавать эффективнее и дороже. Правда, перестройка на эколад тоже стоит денег. Но бизнес готов идти на дополнительные расходы — не только с учётом перспектив по наращиванию прибыли.
Здесь скорее имеет больший вес адаптивная версия другого словосочетания — "горизонт планирования". Бизнес всегда определяет ориентиры для движения вперёд. И для общества тоже. Проекты "зелёного" толка уж точно нацелены на будущее. Сегодняшний вклад формирует задел для дальнейшего развития, и не в последнюю очередь экономического. Как в тексте одной из популярных сегодня зарубежных композиций: "Даже если ты не готов к наступлению дня, ночь не может длиться вечно". Тем более всегда есть выбор — начинать с маленьких шагов, не обязательно многомиллионных проектов.
Да, существует список того, что желательно пересмотреть в работе, если принят курс на экологичность. Он детально расписан в принципах организации "зелёного" офиса: кстати, тоже вполне выгодной идеи для бизнеса, поскольку такой формат предполагает снижение затрат на содержание помещения. Тот же перечень во многом подойдёт и для жизни вне работы. В остальном — можно наращивать активности в E-направлении в зависимости от стратегии конкретной компании. По сути, это прекрасное поле для креатива и отстройки от конкурентов.
А если идея мероприятия при этом передаёт ценности бренда, доносит его позицию до нужной аудитории и встраивается в общую бизнес-концепцию — вариант будет оптимальным. Появится по-настоящему жизнеспособный продукт. "Деловой Петербург" подтверждает это своим примером. В котором отражены пункты, влияющие на успех инициативы.

Опять двадцать пять

"Всё, пора прощаться с “зелёными” проектами" — такие настроения стали проявляться в марте-апреле. Казалось, в том числе и СМИ, что бизнесу не до них, что реализация многих запущенных крупных программ будет приостановлена, что требования законодательства и принятые обязательства будут душить промышленные предприятия. Однако эксперты отмечают, что выход был найден за счёт изменений в структуре расходов, глобально в стране ESG-трансформация не затормозилась.
И вот подтверждение: начиная с 2018 года, когда была заложена Аллея Бизнеса, участниками проекта ежегодно становилось множество компаний — в 2022 году, когда "не до экологии", количество участников оказалось самым большим за всё время проведения акции. У каждого из этих предприятий — свои социальные инициативы для поддержания "зелёного" тренда. Поэтому мероприятие "Делового Петербурга" всё больше укрепляется в статусе площадки для встречи единомышленников, готовых популяризировать саму идею и рассказывать о своих экопрактиках. А генеральным партнёром в этот раз выступил девелопер Setl Group — у которого на Аллее Бизнеса уже есть "именные" деревья.
Setl Group — социально ответственная компания. Холдинг регулярно оказывает помощь тем, кому она необходима. Это инвалиды, пожилые люди, ветераны, также — дети-сироты и дети с различными недугами. Кроме того, Setl Group традиционно не оставляет без внимания приюты для братьев наших меньших, в числе подопечных холдинга, в том числе, и приюты для животных–инвалидов. Безусловно, компания регулярно участвует в восстановлении православных храмов. Setl Group занимается финансированием городских социально значимых проектов — это крупные магистрали, развязки, мосты. На счету холдинга реставрация памятников архитектуры, а также создание арт-объектов и городских общественных пространств. В Setl Group уже многие годы работает программа донорства крови. Кроме того, холдинг регулярно участвует в городских и федеральных программах развития спорта и физической культуры.
Игорь Влащенко
исполнительный директор Setl City (Setl Group)
Возвращаясь к акции: есть пока неизменная традиция. Аллея Бизнеса появилась в рамках празднования 25-летия "ДП". Именно поэтому ежегодно в Пулковском парке — Парке городов-героев высаживается 25 краснолистных клёнов. В следующем году изданию 30. Но о масштабах будущей акции говорить рано.
Другой обязательный элемент мероприятия — добавление предприятий-участников на памятную табличку, установленную в парке. Так, в 2022 году будет увековечена экологическая ответственность компаний: Setl Group, Группа "Эталон", "Принцип Ново", "Омега", "Теплоком", Первая сувенирная компания, Многопрофильная клиника "Сестрорецкая", "ПРОМТЭК", "Элком", УК "Калейдоскоп", "ЛЭНД", Royal Thai.
Группа "Эталон" уже с 2018 года включает акцию "Делового Петербурга" в ежегодный календарь мероприятий.
"Группа "Эталон" в своих проектах всегда реализует концепцию создания максимально благоприятной для проживания экосистемы, где понятие качества жилья неразрывно связано с качеством окружающей среды. Сегодня мы фиксируем растущий спрос на современные "зелёные" технологии в жилищном строительстве. Они дают возможность снизить потребление ресурсов при эксплуатации зданий, сократить коммунальные платежи для жильцов, вывести комфорт и безопасность проживания на принципиально новый уровень. Группа "Эталон" ответственно относится к требованиям по энергоэффективности и экологичности жилья, поэтому ряд проектов компании сертифицирован по российскому стандарту GREEN ZOOM. Это ЖК BOTANICA в Санкт-Петербурге, ЖК "Серебряный фонтан" и "Резиденция на Покровском бульваре" в Москве. Компания не просто строит жилые дома, но и заботится о благоустройстве дворов, формировании комфортной среды, в которой озеленению отводится очень важная роль. Реализация Группой "Эталон" проектов по "зелёным" технологиям поднимает планку ответственного подхода к энергоэффективности и сохранению окружающей среды и для других участников строительной отрасли", — рассказали в компании.

Каждому по клёну

Проект "ДП" привлекает и тем, что это платформа для диалога. Участниками мероприятия неизменно становятся представители власти: комитет по благоустройству Санкт-Петербурга, администрация Московского района.
"Мы сразу поддержали эту акцию — потому что не поддержать её невозможно: это очень хорошее дело, которое нужно не только нам, но и нашему подрастающему поколению. И большое спасибо организаторам. Бизнес, который способен сажать деревья, — это важно", — уверен руководитель Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Михаил Козьминых.
В этом году на аллее появился и очередной клён, напоминающий, что в Северной столице без культурной составляющей — никуда. К акции присоединился актёр музыкального театра, певец и продюсер, лауреат премии "Золотая маска" Иван Ожогин.
Артист отметил, что чем больше в городе будет зелёных насаждений, тем в нём будет комфортнее жить, работать, заниматься спортом. "Замечательный праздник! Да будет так! И как можно чаще!" — завершил он своё обращение к участникам.
Чаще будет. Проект "Аллея Бизнеса" не заканчивается посадкой деревьев. Повторная встреча на субботнике организовывается осенью: для уборки палой листвы и подготовки растений к зиме. Комплексность. Это ещё один отличительный параметр проектов-долгожителей. Не менее обязательный атрибут — информирование аудитории. Идея должна быть на слуху.
Поэтому "Деловой Петербург" запустил проект "Зелёная экономика". И акция в Пулковском парке — Парке городов-героев является его частью. Вообще с учётом интересов своих читателей издание предусмотрело разные виды активностей. А самым плодотворным временем в этом отношении для журналистов редакции является весна. Традиционно проводятся круглые столы на тему трансформации бизнеса, а кроме того, готовится представленный ESG-рейтинг. Такое многоаспектное освещение проблем и решений в рамках концепции устойчивого развития — вклад "ДП" в общее дело нужных сегодня изменений.
Однако "Аллея Бизнеса" — мероприятие особое. Оно придаёт видимый и осязаемый масштаб теме, позволяет привлекать больше бизнесов, даёт им возможность упрочить свою позицию в экодвижении. А заодно поделиться опытом реализации социальных инициатив, продемонстрировать многообразие форматов и направлений, в которых можно работать.
Надежда Мусс, руководитель компании "Принцип Ново":
"Значимость экологической повестки для бизнеса растёт — и это подтверждает деятельность нашей компании. Мы непосредственно занимаемся благоустройством и озеленением пространств как частных, так и городских территорий. И, конечно, мы видим, насколько развивается эта индустрия, насколько востребованы зелёные насаждения и насколько популярна федеральная программа "Комфортная городская среда", когда для жителей создаются качественные пространства, насколько люди вовлечены в этот процесс — соответственно, развивается сопричастное проектирование, когда в разработке концепции могу принять участие горожане. Конечно, предприниматели, следуя этой тенденции, тоже активно вовлекаются в различные программы. Конкретно наша компания принимает активное участие в благотворительных мероприятиях, которые в том числе помогают популяризировать идею заботы об экологии. И нашей миссией является создание комфортного пространства для жизни — в городе и за его пределами".
Юрий Покровский, председатель комитета по инженерной инфраструктуре Российского союза строителей, директор ООО "ПРОМТЭК":
"10 лет наша компания занимается инжинирингом в энергетике — мы производим подстанции для энергетической отрасли. И наши наблюдения чётко показывают: движение в сторону "зелёного" тренда происходит не в связи с тем, что это направление становится модным, а начинается в тот момент, когда человек рождается, воспитывается семьёй, обществом, начинает любить свой город, свою родину. И если это воспитание "экологически" грамотное, когда он становится взрослым, то заботится о том мире, который его окружает. Отталкиваясь от этой логики, мы начали нашу деятельность, продолжаем и развиваем. Работаем над тем, чтобы наши подстанции становились максимально экологичны, — усовершенствуем их с каждым новым витком в науке, технике. Участвуем в различных научных исследованиях, уходим от применения в оборудовании вредных элементов. Например, были масляные трансформаторы — совершён переход на сухие. Открыли направление ВИЭ: есть проекты солнечной электроэнергии для многоквартирных домов, разработали концепцию для ИЖС. Российский союз строителей осуществляет ликвидацию безграмотности среди наших строительных организаций — внедряем в сознание, что нужно заботиться о природе".
Ярослав Алейник, генеральный директор ООО "Омега":
"Зелёный" тренд, наверное, понятие, которое постепенно перетекает в концепцию ESG, когда есть ответственность и экономическая, и социальная, и управленческая — когда мы стараемся действовать таким образом, чтобы не было стыдно за то, что мы делаем, и что-то осталось нашим детям. Конечно, "зелёный" тренд на сегодняшний момент оказывает очень серьёзное влияние на бизнес, на деятельность, на задачи, которые необходимо решать. Одна из главных ценностей нашей компании — экологичность. У нас на самом деле достаточно много социальных инициатив. Например, проект "Пандомат" — для раздельного сбора пластика. Это практически персонифицированный учёт сдаваемой тары. Более 100 аппаратов установлены в Петербурге, Москве и других городах России".
Ольга Жукова, основатель и генеральный директор ООО "Первая сувенирная компания":
"В индустрии бизнес-подарков стало больше запросов на экотовары. И "эко" — это не только продукты из дерева или бумаги, это также вещи с добавлением пшеничного волокна. Многие отказались от бумажных пакетов в сторону шоперов — сейчас это самое популярное направление в нашей компании. В 2021 году мы запустили многоступенчатый ESG-проект Ecolover. У нас появилось больше eco-friendly товаров — за счёт этого мы и наших партнёров больше привлекаем к осознанности. Также мы ввели в ассортимент природную воду в recycl-бутылках, которые после использования забираем у клиентов и сдаём в переработку. Кроме того, мы организовываем различные мероприятия для клиентов, обучение для сотрудников, а также интегрируемся в различные проекты экологической направленности. В такой деятельности самое главное — это системность, осознанность и последовательность".
Мария Джусуева, руководитель товарного направления "Насосное оборудование" ООО "Элком":
"Несмотря на первостепенные цели бизнеса, каждая компания приходит к пониманию важности заботы об окружающей среде. Значимость экологической повестки, безусловно, растёт — как для малого, так и крупного бизнеса. Все компании приходят к тому, что соответствующие вопросы становятся очень важными во всём мире, и особенно в России. Результаты исследований показали, что одной из основных причин ухудшения экологической ситуации в нашей стране является неэффективное использование электроэнергии. Наша компания занимается модернизацией предприятий за счёт поставок промышленного энергоэффективного современного оборудования. Оно работает с повышенным КПД, что позволяет потреблять меньше электроэнергии".
Вера Кончатная, директор отдела маркетинга и рекламы сети супермаркетов "ЛЭНД":
"Бизнес сегодня может и влияет на повышение уровня ответственного потребления в обществе — и наша сеть тому яркий пример. Мы видим, что из года в год становится больше покупателей, которые приходят со своими шоперами, то есть уже не используют пакеты. Хотя мы тоже готовимся — и предлагаем биоразлагаемые пакеты. Также у нас на июнь запланирована акция с проектом "Прямой диалог" от Гринпис России — она посвящена переходу на электронные чеки. К участию мы также привлекаем наших маленьких покупателей. Подобную акцию мы проводим не впервые, ранее мы уже сотрудничали с Гринпис Россия. Кроме того, регулярно проводим мероприятия экологической направленности для персонала, стремимся вовлечь сотрудников в деятельность, нацеленную на проявление заботы об окружающем мире и помощь другим".
Елена Тимофеева, учредитель и генеральный директор УК "Калейдоскоп":
"Бизнес — не обезличенный, его создают люди. И сейчас очень популярно ответственное потребление. "Зелёный" тренд проявляется также в сфере гостеприимства. В нашей сети отелей это проявляется в различных нюансах: расход бумаги и воды, система кондиционирования, энергосберегающие лампочки и т. д. Мы используем экологически чистые материалы, сейчас перешли на электронные системы. Гостю также даётся возможность проявить свою осознанность: например, он решает, каждый ли день стирать полотенца — поскольку этот процесс предполагает серьёзный расход ресурсов, применение химии. Кроме того, наши сотрудники принимают участие в таких акциях, как сбор макулатуры. Мы приветствуем такое поведение — и всё нацелено на максимальное включение в процесс заботы об экологическом благополучии".
Александр Малютин, генеральный директор компании "Теплоком":
"Для бизнеса "зелёный" тренд зародился буквально 3-4 года назад. И то, что касается Киотского протокола, сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу, — это всё влияет на бизнес. Недавно на одном из заседаний Госдумы обсуждался вопрос о выходе России из этого протокола. Но я уверен, что бизнес — а бизнес делают люди — прекрасно понимает, что, снижая выбросы вредных веществ, мы просто заботимся об экологии, о природе и в принципе о будущем поколении, о детях. Наша компания сейчас уделяет большое внимание своему персоналу. Не так давно мы провели экскурсию для детей сотрудников, которые посмотрели, как организована работа у нас в компании. Также мы часто выступаем спонсорами и помогаем проведению соревнований по дзюдо в различных районах города. Кроме того, возле нашего офиса сделали зелёную зону — посадили 20 туй, чтобы сотрудники могли качественно отдыхать и получали большее удовольствие от работы".
Кристина Нуруева, пресс-секретарь ООО "Многопрофильная клиника "Сестрорецкая":
"Экологическая повестка сегодня действительно важна для предпринимателей. И очень здорово, что российский бизнес активно участвует в различных экопроектах, поддерживает экологические инициативы, налаживает этичное производство. Не секрет, что медицинские организации существенно влияют на экологическую ситуацию, на мой взгляд, задача современной клиники — это улучшение здоровья населения при одновременном снижении негативного воздействия на окружающую среду. Прежде всего это касается обращения с медицинскими отходами — у нас в клинике за этим строгий контроль: утилизируем правильно и стремимся снизить общий объём отходов. Кроме того, работаем с eco-friendly-партнёрами, а также запускаем экологическую мерчандайзинговую продукцию клиники".

Не осилим — переиначим

Эксперты отмечают, что в нашей стране во многом ESG-трансформация превращается в трансформацию ESG. Бизнес понимает, где в "зелёных" проектах зерно рентабельности. Однако вполне логично адаптирует их под свою специфику и особенности момента. К тому же отступить не даёт экополитика внешняя. У Востока, как и у Запада, сформирована своя позиция по вопросу. Впрочем, и без давления извне инерционное движение по пути заботы об окружающей среде очевидно. Ускорение появится вместе с чёткой концепцией и поддержкой государства, считают специалисты. И оно не за горами: цели по снижению углеродного следа не просто так имеют временные ограничения. За ними — точки невозврата.
Поиск своего пути — звучит как нечто традиционное для России. Видимо, принципам ESG было не избежать страновой адаптации, несмотря на всю их общепринятость. Однако драйверами развития этой концепции останутся бизнес и общество, которым небезразлично будущее, предполагающее приемлемые условия для жизни. Хотя вопрос финансирования экоинициатив пока остаётся сложным.
Но уже наступил тот момент, который показал, где был "зелёный камуфляж", а за какими проектами стоял действительно ответственный бизнес. И последний пока не планирует отказываться от экоповестки. В этом смысле проект "Аллея Бизнеса" — зеркало происходящих процессов и настроений.