Хипстеры закончились: петербургский общепит лишился весомой части доходов

Автор фото: Сергей Ермохин

Новая волна русской эмиграции пока не сказалась на выручке петербургских заведений для "продвинутой" аудитории. Однако бизнес уже готовится к большой перестройке всех процессов.

С конца февраля из Петербурга уехали за границу довольно много активных потребителей, которые были целевой аудиторией для большого количества нишевых бизнесов. В основном это люди старше 30 лет, хорошо зарабатывающие, занимающиеся интеллектуальным трудом, заботящиеся об экологии и своём здоровье, ведущие активный образ жизни. Именно они чаще других посещали рестораны, кофейни, бары, общественные и арт–пространства. Несмотря на то что город покинули далеко не все условные хипстеры, сокращение их числа уже вполне заметно.

Грань выживания

"Безусловно, отъезд заметного количества такого типа людей произошёл. Это касается даже блогеров, которые специализировались на барах, кафе и ресторанах. Конкретно мы этого физически пока не ощутили, хоть и заметили. Сейчас начинается туристический сезон, приехало много туристов из других регионов России, поэтому мы ещё не пострадали. Но затем наступит осень, сезон окончится, и ситуация может измениться", — рассуждает Николай Готко, владелец заведений "Просто Вино", "Больше кофе!", "Кофе на кухне".
По его словам, большая часть петербургского ресторанного бизнеса работает на прибыльности 10–20%, поэтому уменьшение аудитории на 15% является для него фактически смертельным.
"Можно, конечно, найти других гостей, то есть немного сменить целевую аудиторию. Но это только на словах звучит просто. Помните, у нас хотели увеличить количество требуемых квадратных метров у заведений, подающих алкоголь? Тогда некоторые чиновники предлагали маленьким барам переквалифицироваться в кафе–мороженое. Здесь разница приблизительно такая же. Безусловно, кто–то такое сможет сделать, но не большинство. В этом же и смысл — бизнес строится со своей идеей, концепцией, характером", — считает бизнесмен.
Марк Титов, мастер китайских чайных церемоний в специализирующемся на этом клубе "Процесс", отметил, что часть их постоянных клиентов переехала за границу даже раньше нынешней волны эмиграции. "Ребята уехали в Польшу, Израиль. Тем не менее, насколько я могу судить, из наших постоянных клиентов пока уехали не многие", — поделился он. Титов описывает основную аудиторию их заведения как людей, которые поддерживают определённую культуру и уровень потребления продуктов. По его словам, с начала весны у них заметно просели индивидуальные продажи китайского чая. Спрос на чайные церемонии при этом остаётся и даже продолжает постепенно расти.
"Лично я всё это связываю с тем, что люди на церемонии приходят морально отдохнуть и расслабиться. А вот на покупку чая денег теперь уже мало. Многие начали расставлять приоритеты в пользу более необходимых вещей. Если всё–таки сравнивать нынешнюю весну и прошлую, то всё равно заметен рост, несмотря на отток заказов на чай", — добавил Титов.
Падение продаж в компании решили перекрыть дополнительной клубной деятельностью. Помимо групповых чайных церемоний сюда входят платные кинопоказы. В целом сейчас у заведения не сезон — церемонии с горячими чайными напитками пользуются популярностью осенью и зимой. Поэтому собеседник "ДП" предполагает, что посещаемость может ещё снизиться летом. "В целом я бы сказал, что во время пандемии было тяжелее, ведь тогда вообще нельзя было работать какое–то время. Но всё же некоторое напряжение чувствуется. Будем смотреть, что получится дальше", — заключил он.

В ожидании перестройки

Генеральный директор INFOline Иван Федяков отмечает, что в истории с эмиграцией есть серьёзная возрастная составляющая. Уезжает из страны больше молодёжь, в то время как представители старшего поколения остаются.
"Конечно, неправильно говорить о том, что уехали все. Но уехала всё–таки активная часть аудитории. Оставшихся можно поделить на тех, кто находится в не очень хорошем эмоциональном и психическом состоянии, и тех, кто непрошибаем и продолжает жить как раньше и посещать всё те же заведения и места, что и раньше. На текущий момент можно сказать, что ощущается определённый спад посещаемости развлекательных заведений. В модных ресторанах явно нет аншлага. Но и сказать, что они стоят пустые, тоже нельзя", — считает эксперт.
По его мнению, сейчас бизнес, истощивший запасы своей аудитории, включил режим выживания и выжидания, а это очень плохая стратегия. "Они понимают, что ситуация для них неблагополучна, но надеются, что она исправится. Затянули пояса, сократили расходы и выжидают. Сейчас никто не думает о росте и перспективах. Но как раньше уже не будет точно. Поэтому бизнесу стоит искать способы для перестройки. Вспомните пандемию, как многим пришлось переключиться на доставку. В качестве инициативной перестройки могу привести в пример сеть “АндерСон”: заметив спрос на свои кондитерские изделия, там запустили собственную марку и начала продажи в магазинах. Бизнесу придётся искать новые стратегии и новые каналы коммуникации с людьми", — рассуждает эксперт.
Иван Самойленко, управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency, отмечает, что Россию покинули потребители с высоким уровнем дохода. "Именно бизнесы, которые направлены на такую аудиторию, и будут испытывать трудности. Речь может идти обо всём секторе товаров премиум–класса — туристические поездки, автомобили, недвижимость (кофейни, парикмахерские в том числе). Но наверняка бизнес, изначально ориентированный на довольно узкую прослойку современного российского общества, либо найдёт возможности адаптироваться (через сдерживание цен, спецпредложения и т. д.), либо перейдёт в другой формат. Средний класс в настоящее время, как и более обеспеченные люди, переходит к другой структуре потребления, отказываясь от не самых первоочередных затрат. Это понимают представители в разных секторах. В бизнесе выживут те, кто смог адаптироваться к сокращению клиентской базы и другим проявлениям рынка", — прогнозирует он.

Контакт нынче в цене

Основательница маркетингового агентства "Брусника" Теххи Полонская предостерегает от разведения паники. Ведь Россию покинуло не так много людей. Гораздо более важной проблемой является то, что бизнес с молодой и активной целевой аудиторией раньше продвигался через заблокированные ныне соцсети, например Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией в России).
"Я бы сказала, что это сейчас актуальнее для Москвы, чем для Северной столицы, потому что у нас, в Петербурге, аудитория любит заглядывать в VK. И через него же горожане привыкали к социальным сетям. А московский малый бизнес в растерянности. Они мне рассказывали, что их клиенты почти не сидят в VK и продвигаться в этой соцсети для них смысла нет. Таргетинг приносит им совершенно не те лиды. Поэтому им приходится вести аккаунты в заблокированных сетях, а также они приглашают своих клиентов через рассылки в мессенджерах", — поделилась она.
Полонская считает, что платёжеспособная молодая аудитория с менталитетом на здоровое потребление и удовлетворение собственных рекреационных потребностей всё ещё есть в избытке.
"Перестраивать свой бизнес пока не обязательно. А вот коммуникационную стратегию менять придётся так или иначе, потому что больше не работают соцсети, к которым такие потребители привыкли. Для этого нужно узнавать уже у своих клиентов, где они получают информацию, через какие каналы они готовы с вами взаимодействовать и где они готовы следить за бизнесом", — резюмирует она.