Краснодарское вместо шампанского: россияне отказываются от импортного алкоголя

Автор фото: ТАСС

Из–за роста цен на импортный алкоголь потребители больше стали покупать российские напитки.

Потребители стали меньше покупать импортный алкоголь. Например, по данным NielsenIQ, в I квартале 2022 года динамика продаж импортного пива резко сократилась. Только за март продажи упали на 9,5%. Ранее продажи импорта в данной категории росли на 27,5%. В сегменте импортного пива в марте замедлились и темпы роста количества SKU c 19 до 9%.
В Ассоциации производителей пива (АПП) отмечают, что на отрасль повлияли высокий уровень инфляции, рост цен на рынке сырья и материалов, а также нарушение логистических цепочек. Но компании — члены АПП принимают все меры для сглаживания роста цен. В ассоциации считают, что сыграть ключевую роль здесь могут регуляторные меры, связанные со снижением давления на пивоваренный рынок и господдержкой. Отрасли необходимы отсрочки и рассрочки по уплате налогов, а также доступная ликвидность для поддержания операционной деятельности.
Руководитель НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максим Черниговский отмечает, что импорт алкогольной продукции в целом сократился. Подорожала логистика, поднялись розничные цены, и спрос стал сильно падать. Если сравнивать с декабрём прошлого года, цены выросли от 50 до 100%. В мае они начали стабилизироваться, но по сравнению с декабрём 2021 года разница существенная. Дорожает также и российский алкоголь. Например, недорогая отечественная винодельческая продукция стала обходиться дороже на 30–50% по сравнению с декабрём прошлого года.
Самым стрессовым периодом для цен стали первые 2–3 недели после начала валютного и логистического кризиса. Директор по развитию компании LADOGA Дмитрий Исаченков рассказал "ДП", что компании–импортёры закладывали в отпускные цены все риски, на которые оказывали давление образовавшиеся макроэкономические факторы. По мере решения части проблем нагрузку на цену удалось снизить. "После вынужденного мартовского повышения цен мы снизили их уже дважды — на 17–19%, а затем еще на 10%", — замечает он.
Изменение ассортимента вин и алкоголя в магазинах — вопрос не мгновенный. И даже 3 месяца это не тот срок, в который могут произойти глобальные изменения в матрице ретейла. Например, запас продукции на складе компании LADOGA на 3–6 месяцев обеспечит бесперебойные отгрузки. Дмитрий Исаченков добавляет, что ввоз импортных напитков продолжается, хоть и не без сложностей. А потребитель стал больше обращать внимание на российские вина и крепкий алкоголь, так как рост их стоимости не так велик. Но о глобальной переориентации, особенно в сегменте вин, говорить всё ещё преждевременно.
По словам Дмитрия Исаченкова, сейчас компания занята расширением ассортимента за счёт новых поставщиков из дружественных стран — Китая, Бразилии и Индии, Армении, Азербайджана, Казахстана и Узбекистана.