Паромы на Балтике уйдут в автономное плавание

Автор фото: rosmorport.ru

К 2023 году по Балтике должны начать ходить автономные паромы, однако реализации этой идеи могут помешать санкции.

ФГУП "Росморпорт" со второго раза приняло решение заключить договор на возведение инфраструктуры для автономной навигации на паромной линии Усть–Луга — Балтийск с АО "Ситроникс КТ", компанией из АФК "Система". Стоимость контракта составляет 298 млн рублей, завершиться работы должны к концу июня 2023 года.
При этом начальная цена первого конкурса, который проводил "Росморпорт" ещё в январе–феврале этого года, была ниже — 247 млн рублей. Однако он был признан несостоявшимся из–за нарушений в заявке единственного участника — того же АО "Ситроникс КТ".
На выделенные средства подрядчик превратит в "беспилотники" паромы "Маршал Рокоссовский" и "Генерал Черняховский", а также оснастит оборудованием береговой центр дистанционного управления (ЦДУ) в Усть–Луге. В документации отмечается, что суда получат возможность ходить как полностью автономно, так и под контролем из ЦДУ. Сохранится возможность ручного управления, на которое система будет переключаться в экстренных ситуациях.
В ходе проведения закупки ребром встал вопрос санкций. В техническом задании указана необходимость согласования с заводом — строителем паромов и поставщиками штатного судового оборудования возможности установки средств автономной навигации и сохранения гарантии. А "Генерал Черняховский" и "Маршал Рокоссовский" оснащаются японской Furuno, американской Northrop Grunman и другими компаниями из так называемых недружественных стран, что может повлечь соответствующие проблемы.
"Росморпорт" объясняет, что данные требования существенны и исключить их невозможно, но в условия повторной закупки включили пункт, освобождающий подрядчика от ответственности за неисполнение обязанностей, если это произошло из–за санкций.
Получится ли развивать водное сообщение с эксклавом в условиях экономической изоляции, пока неясно. Текущее положение напоминает ситуацию на авиарынке — всё зависит от того, хватит ли квалификации отечественных специалистов для обслуживания сложных систем автономной навигации и получится ли завозить импортные комплектующие в обход санкций.
Тем не менее введение ограничений в отношении России простимулировало развитие паромной связи между Калининградом и Усть–Лугой. До недавнего времени по этому направлению ходили только три парома — "Амбал" и "Балтийский", которые принадлежат ООО "Оборонлогистика", а также "Маршал Рокоссовский". Его судно–близнец "Генерал Черняховский" должно выйти на линию в III квартале текущего года. В середине апреля дополнительно обслуживать маршрут стал паром "Большая Медведица".
Предполагается, что вложения в автономную навигацию в будущем помогут сэкономить. Сократится количество обслуживающего персонала, а сам маршрут станет безопаснее, рассказывал "ДП" в августе 2021 года генеральный директор АНО "Отраслевой центр Маринет" Александр Пинский. Но тогда ещё не были введены такие болезненные для технологического сектора санкции, а общая экономическая обстановка более располагала к крупным долгосрочным инвестициям, нежели сейчас.