Дружественные кирпичи: строители и власти рапортуют о лёгкой жизни без импорта

Автор фото: Сергей Ермохин
По данным опроса 668 российских строительных организаций, проведённого Национальным объединением строителей, 415 компаний не используют материалы, производство которых не локализовано в РФ, 253 — используют. Впрочем, местные материалы могут либо иметь отдельные иностранные компоненты, либо выпускаться на импортном оборудовании. Также НОСТРОЙ подсчитал, что при возведении жилья стандартного класса доля импортных материалов и оборудования составляет порядка 5%. Но чем выше класс — тем больше показатель, и в премиуме он доходит до 40%.
"Количество импортных материалов, используемых в строительстве, постепенно снижается. Не последнюю роль в этом играет улучшение качества отечественной продукции и резкое удорожание импортной", — отмечает Алексей Гирин, первый зампред комитета по строительству.

Главное, не споткнуться

Сейчас задача стоит в основном импортозаместить продукцию из так называемых недружественных стран. На рынок выходят новые зарубежные поставщики, например из Белоруссии и Турции, говорит Наталья Кукушкина, руководитель группы маркетинга ЦДС. "Турция, Китай уже предлагают варианты сотрудничества. Стоимость в целом сопоставимая, качество мы анализируем", — считает директор по строительству Setl Group Виталий Ершов. "В Китае существуют 100%–ные аналоги европейских производств. Например, лифтов OTIS и KONE. Их стоимость на 20% ниже при том же уровне качества и сроках эксплуатации. Это с учётом того, что в марте 2022 года в Поднебесной была полностью пересмотрена ценовая политика и цены стали выше. Проблем с доставкой из Китая нет, нужно просто своевременно заказывать", — рассказывает Александр Кравцов, управляющий директор Fizika Development.
Подрядчики всегда закупают материалы заранее, поэтому прямо сейчас дефицита быть не может. Уже закупленные материалы доставляются, хоть и с некоторыми задержками, говорит Виталий Ершов. "Мы пока ещё не столкнулись с действительно серьёзными проблемами, чтобы однозначно говорить о каких–либо позициях как наиболее проблемных, — поясняет Дмитрий Сухотин, генеральный директор ООО „Дудергофский проект“ (ЗАО „БФА–Девелопмент“). — В целом, конечно, имеется некоторая обеспокоенность". Пока непонятно, где можно "споткнуться", отмечает он. В любой момент могут возникать сложные ситуации даже с вполне очевидными позициями — например, газобетон, оконные блоки, минвата и т. д. "Продукцию, которую всегда можно было купить на местном рынке, вдруг становится невозможно приобрести по непонятным причинам — её просто не отгружают или она неадекватно вырастает в цене. Сказывается и то, что зачастую большие компании забирают весь объём и другим просто не удаётся вклиниться", — рассказывает он.
"С базовыми материалами всё в целом прилично. Есть из чего строить, и, если бы не рост цен на арматуру, газобетон и другие материалы, можно было бы сказать, что всё хорошо", — отмечает Сергей Софронов, коммерческий директор ГК "ПСК". Пострадал ассортимент поставщиков отделочных позиций, электротехники, добавляет он.

Импортопотребление

Однако некоторые комплектующие все равно европейские. Например, в России налажен полный цикл производства немецких окон Schuco, но часть элементов для них приходит из Европы. Пока их логистические цепочки надёжны, так как многие компании уже в середине марта отработали обходные пути доставки. В частности, по железной дороге. "Есть и минусы. Во–первых, такой способ существенно увеличивает сроки поставок. Если ранее оборудование приходило в течение месяца после производства, то теперь идёт два–три. Во–вторых, объёмы продукции, которые можно отправлять по железной дороге, ниже, чем если бы они шли по морю. В итоге удорожание европейских комплектующих составляет плюс 15–20% к конечной стоимости оборудования", — говорит Кравцов.
"В основном зарубежные материалы интегрируются в проекты на финальных стадиях строительства — например, лифтовое оборудование, витражи и фасады, материалы отделки. Доля таких позиций в общем объёме — не более 10–15%. Причём наличие в закупках импортных комплектующих зачастую было связано не с отсутствием отечественных аналогов, а с тем, что потребитель привык считать, что зарубежное — лучшее. Выбирая импортные материалы, застройщики формировали таким образом потребительские качества объектов", — говорит Виталий Ершов. Облицовочные материалы, ламинат, керамогранит, керамическая плитка — всё это продолжит доставляться, просто изменятся логистические цепочки и стоимость, говорит он.
Дмитрий Сухотин отмечает, что строители после 2014 года уже старались максимально использовать отечественные материалы. "Однако, к сожалению, продукция, которую мы считали уже импортозамещением — она производилась на заводах в России, — уходит с рынка, останавливается её производство и поставки. И это является сейчас основной опасностью для отрасли", — считает он.

Отлиты в шахте

Например, OTIS с середины марта не принимает новые заказы. И на проблемы с лифтами теперь жалуются многие. Шахта проектируется под определённую модель лифта, поясняет коммерческий директор компании "Невский лифт" Антон Влесков. По проектам на начальных стадиях можно откорректировать документацию под образцы, имеющиеся в наличии на российском рынке. Если шахта уже отлита, то нужно провести дополнительные строительные работы или искать оборудование с такими же параметрами. "Последний месяц мы видим резкий рост спроса со стороны застройщиков", — отмечает он.
В целом застройщики и чиновники, работающие со стройкой, транслируют оптимизм касательно перспектив импортозамещения.
"Все крупные строительные компании пройдут этот период, — уверен Сергей Софронов. — Мир меняется, рынок меняется, и все, кто на нём работает, тоже будут перенастраивать бизнес–процессы. Это подразумевает дополнительные издержки — без них не обойдётся, но и замирать в ожидании возвращения в статус „как раньше“ неприемлемо. Переходный период так или иначе займёт весь 2022 год. Но скорее всего, продолжится и в следующем году".
У компаний, имеющих проектное финансирование, вообще не должно возникать серьёзных проблем, если они смогут обосновать в банке новые финансовые модели и получить дополнительное финансирование, отмечает Дмитрий Сухотин: "Проектное финансирование оказывается сейчас действительно гарантом стабильности строительной отрасли".
"На днях мы поговорили с российскими производителями лифтов, сэндвич–панелей, керамогранита, климатического оборудования, мебели и декора. По мнению большинства из них, проблему импортных составляющих удастся решить через пару лет", — рассказал Артур Сливний, зампред комитета по строительству.
Александр Кравцов добавляет, что новые условия работы дадут рост небольшим предприятиям, которые ранее находились в тени крупных брендов.