Альтернатива гаражу и кладовке: Петербург переживает бум индивидуальных складов

Автор фото: Валентин Беликов
Автор фото: Валентин Беликов

Склады индивидуального хранения — один из перспективных сегментов коммерческой недвижимости Петербурга. По оценкам участников рынка, он имеет трёхкратный потенциал роста. "Деловой Петербург" узнал, как утроен этот бизнес изнутри.

Понятие склада индивидуального хранения, или self-storage, появилось в 1970-х годах в США. Это было связано с увеличением мобильности населения, которому надо было где-то оставлять свои вещи во время переездов. В 1990-х годах бум self-storage добрался до Европы, а в 2008 году такие склады начали появляться и в России. Характерно, что Петербург был в этой отрасли пионером одновременно с Москвой.
Сейчас в Северной столице насчитывается 23 склада индивидуального хранения общей площадью 34 тыс. м2. Лидер рынка — компания Prostor с долей 38%. Для сравнения, в Москве общая площадь таких складов составляет порядка 200 тыс. м2.
"Рынок self-storage в Петербурге по сравнению с европейскими странами развит весьма слабо. В Европе этому рынку уже несколько десятков лет, там сформировалась соответствующая культура потребления на фоне высокой мобильности населения", — говорит руководитель филиала компании "Джонс Лэнг ЛаСаль" в Санкт-Петербурге Андрей Амосов.
По мнению директора инвестиционных проектов Prostor Сергея Журавлёва, петербургский рынок имеет потенциал в 100 тыс. м2. Это подтверждается в том числе планами компании — в ближайшие месяцы она намерена открыть в городе два новых складских комплекса в дополнение к трём уже существующим.
Несмотря на то, что индустрии self-storage в Петербурге уже больше 10 лет, многие люди до сих пор не слышали о существовании такой услуги. А узнав, не всегда понимают, для чего она нужна. По-прежнему никуда не делась советская привычка временно содержать ненужные вещи в гаражах или на даче. Между тем, self-storage — это способ цивилизованного решения вопроса хранения.
"Девушка не поедет среди ночи в гаражный массив", — приводит пример Сергей Журавлёв. А качественный склад индивидуального хранения также даёт доступ 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, но в нём безопасно, чисто и тепло. Более того, self-storage может обойтись ещё и дешевле. "Кто-то говорит — я за 18 м2 плачу 5 тыс. рублей, — продолжает Сергей Журавлёв. — Но ему на самом деле нужно только 2 м2. У нас это стоит 3 тыс., и предлагается принципиально другой уровень сервиса".

Удобно и весело

Корреспондент "ДП" побывал на складе индивидуального хранения Prostor на Московском шоссе, 25, к. 1В. После ввода второй очереди он должен стать самым большим в России (9 тыс. м2). Арендовать площадь и получить к ней доступ можно с помощью мобильного приложения, без общения с менеджерами и прочей волокиты. Двери на склад открываются индивидуальным пин-кодом. В коридоре автоматически загораются лампы, освещая клиенту путь к его ячейке. Более половины пользователей ценят именно это — полную автоматизацию и отсутствие необходимости здороваться с охранником на вахте, отмечает Сергей Журавлёв. Для всех остальных каждый день с 9 до 21 часа на ресепшене находятся специалисты по работе с клиентами, готовые ответить на все вопросы.
На складе всё продумано так, чтобы клиент мог легко привезти и сложить свои вещи. Например, в него можно въехать на машине. Зона разгрузки отапливается, у стены стоят тележки и погрузчики-рохли. Прямо на стенах коридоров развешан мелкий инструмент — отвёртки, пассатижи и т. п. На ресепшене продаются перчатки, коробки и упаковочный материал.
Поскольку склад позиционируется как family-friendly зона, его создатели позаботились даже о развлечениях. С четвёртого на первый этаж можно спуститься по горке-трубе — единственной в России такого размера. Или поиграть в настольный теннис, закончив складирование вещей. Об уровне комфорта и сервиса говорит например тот факт, что 60% арендаторов на этом складе — девушки.
Около трети клиентов снимают площади для сезонного хранения вещей — шин, велосипедов и т. д. Наиболее востребованный размер ячейки — 1,5-2 м2, обычно этого хватает. Ещё примерно треть используют склад, чтобы временно сложить вещи в ходе переезда. Порядка 20% пользователей — это юрлица, которым нужен склад для хранения продукции, материалов или оборудования. Кстати, Prostor предлагает им здесь же арендовать и офисные помещения. Среди заметных клиентов склада — крупный торговый центр, который хранит в нём новогодние украшения; известная студия анимации с ростовыми куклами; популярное общественное пространство и его сезонные конструкции. Удовлетворяет склад и уникальные запросы, например — хранение мемуаров, автор которых живёт в Испании. Ячейка с ними указана в его завещании.

Управление с элементами шоу

Бизнес по управлению таким складом кажется довольно-таки простым. "У нас есть большой опыт в коммерческой недвижимости, — рассказывает Сергей Журавлёв. — И когда мы придумали саму идею, казалось, что всё просто — сделал мелкую нарезку и сдавай. Но мы столкнулись с тем, что это всё-таки операционный бизнес. И управлять торговым центром, например, намного проще, чем таким складом".
На 4 тыс. м2 общей площади объекта присутствует 2 тыс. арендаторов. И каждому из них нужно оказать качественную услугу. "На 40% это IT-бизнес. Ещё 40% — client relations. И только 20% — это коммерческая недвижимость", — говорит Сергей Журавлёв. Например, важный аспект деятельности склада — контроль его заполняемости. Оптимально, когда показатель находится на уровне 90%, чтобы всегда иметь возможность принять нового клиента.
Ещё одна часть бизнес-процессов касается клиентов-неплательщиков. Когда арендатор перестаёт перечислять деньги, ему блокируется доступ к ячейке. Если он пропал совсем, то компания идёт в суд, чтобы признать вещи брошенными. Только после этого с ними можно что-то делать. Российскому телезрителю известно американское шоу, когда содержимое брошенных контейнеров разыгрывается на аукционах. Уже в конце этого года аналог такого шоу может появиться и в Петербурге, поделился с "ДП" Сергей Журавлёв.
Склад индивидуального хранения Prostor
Автор: Валентин Беликов
Впрочем, "пропадает", в среднем, один клиент из тысячи. А всех остальных беспокоит, не пропадёт ли склад, которому они доверили свои вещи. Именно поэтому Prostor все свои объекты обязательно приобретает в собственность. Ситуация, когда владелец попросит склад на выход, исключена.
Рынок self-storage продолжить расти, полагают эксперты. "Факторов, влияющих на формирование стабильного спроса со стороны физических лиц на рынке два, — рассказывают в компании Maris. — Во-первых, за последние 10 лет существенно сократилась средняя площадь приобретаемого жилья. Во-вторых, сокращается предложение индивидуальных гаражей, которые также предоставляли возможности индивидуального хранения. Дополнительный рост спроса на услуги индивидуального хранения сформировал стремительный рост сегмента e-commerce в период пандемии COVID-19".