Made in Russia: готов ли телеком-рынок перейти на отечественное оборудование

Автор фото: Ермохин Сергей
С российского рынка уходят крупные иностранные компании, "железо" которых используют многие российские телеком-компании, например, Ericsson и Nokia. При этом санкции США дали трещину — страна разрешила поставки в Россию оборудования для интернета и телекома.
При этом всё ещё остаётся шанс для интенсивного развития импортозамещения, ведь в стране уже и так есть отечественные решения. Что ждёт рынок в дальнейшем, обсудили участники круглого стола "Время новых возможностей. Будущее российского телекома", организованном "Деловым Петербургом".

Принцип разнообразия

Использование оборудование — это не всегда однозначный выбор между отечественными и зарубежными продуктами. В компании "ОБИТ" в основном используют мультивендорные решения, пояснил Олег Лебедев, руководитель отдела развития "ОБИТ". Поэтому здесь можно встретить оборудование и отечественных ,и иностранных производителей, причём не обязательно американских, но и решения из стран юго-восточной Азии.
"У нас достаточно большой опыт применения отечественных решений. Они используются и на сети компании, и в решениях наших клиентов. Оператор всегда работает под интересы клиента, поэтому если клиент хочет решение от иностранного вендора, то мы работаем с тем вендором, которого хочет клиент. И наоборот, если хочет отечественное решение, то мы предоставляем его. Например, такое важно для клиентов из государственных структур", — объяснил он.
Лебедев привёл пример: если заказчику необходимо оборудование от компании Ericsson, то “ОБИТ” найдёт решения по его предоставлению.
"Безусловно, есть определенные сложности с логистикой, но мы работаем над созданием новых каналов, перестраиваем схемы доставки и успешно решаем подобные задачи для наших клиентов", — подчеркнул спикер
При этом он обратил внимание, что дополнительные участники процесса всегда видят в ограничениях возможность для заработка , что неизбежно находит отражение на стоимости иностранных решений. Но компания старается придерживаться той ценовой политики, которая была принята ранее, а также минимизировать риски для своих клиентов.
"Мы работаем как с крупным, так и с малым и средним бизнесом. Большая часть объектов коммерческой недвижимости Петербурга и крупные объекты столицы подключены к нашей сети. Кроме того, у нас есть успешный опыт взаимодействия с с застройщиками", — обратил внимание Олег Лебедев.
Также он считает, что новые ограничения не скажутся критически на качестве решений отечественных компаний. Любой ответственный оператор, выбирая оборудование, в первую очередь, оценивает его с точки зрения предоставления качественных услуг. Операторы просто не будут выбирать те решения, которые не позволяют поддерживать заданный уровень качества их услуг.

Импортозамещению — да!

Андрей Сытник, председатель комитета цифрового развития Ленинградской области, рассказал, что работа по импортозамещению в данной области госорганами ведётся уже довольно давно. Поэтому ими велась работа по координации вендоров, производителей, различных сервисов компаний по структурным вопросам и вопросам программного обеспечения.
"Что касается Ленинградской области, то у нас есть учреждение оператора электронного правительства, которое взаимодействует с региональными органами исполнительной власти и учреждениями, где предоставляется сервис партнёрами и провайдерами. У нас есть практика использования отечественного оборудования, она конечно для многих непривычна, но она успешно работает", — рассказал он.
Вадим Секереш, генеральный директор ООО "ПРОТЕЙ АЙ-ТИ Инжиниринг", отметил, что группа компаний ПРОТЕЙ уже 20 лет занимается импортозамещением.
"У ГК ПРОТЕЙ в Санкт-Петербурге сосредоточены и разработка ПО, и производство аппаратного обеспечения. У нас есть три больших блока решений, готовых к задачам импортозамещения. Первый блок — это инфраструктурные решения для сетей мобильной связи. Здесь мы обеспечиваем импортозамещение почти всех критически значимых элементов сетей 3G, 4G/LTE. Опыт внедрений в России и в 35 странах мира накоплен огромный.
Второй блок — оборудование для сетей фиксированной связи NGN/IMS (АТС, ВКС и т.д.). Много оборудования поставляется в силовые ведомства, ПАО "Газпром" и др. Третий блок - решения в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. В десятках регионов выполнены большие инфраструктурные проекты, куда входят системы 112 и 122, системы оповещения, видеонаблюдение и т.д. В Санкт-Петербурге на наших решениях построены Система-112, Система-122, КСЭОН, ОТУС АТС Смольного, на наших колл-центрах работают все МФЦ города", — поделился спикер.
Он также подчеркнул, что в последнее время ситуация вокруг отечественных решений меняется — если раньше к ним иногда относились с недоверием, предпочитая зарубежное оборудование, то теперь к нему обращаются всё чаще и чаще. И российские разработчики научились создавать решения, не уступающие по функциональности зарубежным системам.

Законодательные перипетии

Александр Русских, председатель постоянной комиссии по экономике, собственности, инвестициям и промышленности Законодательного собрания Ленинградской области, рассказал, что на региональном государственном уровне предпринимаются меры поддержки телеком-бизнеса.
"Экономический блок ежедневно обрабатывает большое количество информации, на его базе созданы площадки для бизнеса, а также бизнес информируют о том, какие возможности есть по импортозамещению. С нашей стороны мы готовы помогать этому направлению с помощью законодательства", — поведал он.
Вадим Секереш, генеральный директор ООО "ПРОТЕЙ АЙ-ТИ Инжиниринг", отметил, что российского оборудования на рынке не так много, но ситуация меняется и мы к ней готовы. Однако существуют определенные проблемы на законодательном уровне, которые могут мешать бизнесу. Например, в 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Также он обратил внимание на выделение льгот IT-компаниям — они по большому счёту относятся к производителям ПО.
"Мы российский производитель, и в своей области готовы поставлять оборудование не хуже иностранных аналогов. И тут мы вступаем в конкуренцию с международными корпорациями. От нас ждут дешевого оборудования, как при массовом производстве, а вот льготы для IT-компаний, например, на нас не распространяются. Ведь мы занимаемся не только разработкой ПО, но и производством оборудования. Поэтому для нас важно, чтобы законодатели услышали наши пожелания, тогда и цены на российские системы будут больше соответствовать пожеланиям рынка", — заметил Вадим Секереш.
Олег Лебедев, руководитель отдела развития "ОБИТ", также согласился с его мнением — российское законодательство работает несколько однобоко, а заявленные инициативы реализуются не так быстро, как необходимо бизнесу в текущих непростых условиях. «Кроме того, меры поддержки должны распространяться и на телеком, ведь, например, у "ОБИТа", несмотря на наличие самостоятельно разработанных решений, например, виртуальной АТС, большая часть выручки приходится на базовые услуги связи, что исключает возможность получения льгот", — добавил Лебедев.
Дмитрий Панов, председатель профильной комиссии по инвестициям Законодательного собрания Санкт-Петербурга, считает, что любые аспекты законодательства, задерживающие развитие предпринимательства должны меняться молниеносно с проведением анализа регулирующего воздействия.
"Нужно действовать так, чтобы они не нанесли вред смежным отраслям и процессам", — резюмировал он.

Цифра живёт

Активность в плане развития цифровизации не снижается, обращает внимание Пётр Лоншаков, директор департамента по работе с юридическими лицами интернет-провайдера "еТелеком".
“Компаниям проще работать с одной платформой, предоставляющая полный комплекс услуг от оператора связи. Поэтому мы видим рост спроса на цифровые и облачные решения. Все чаще стали интересоваться решениями по оцифровке и сбору статистики своих потребителей. Например, сегодня клиенты "еТелеком" могут собирать статистику по своим посетителям с помощью услуги "Wi-Fi Таргет". Это активность гостей, возрастные группы, половой признак, дни рождения. Далее полученные данные можно экспортировать в рекламные сети, чтобы привлечь новую клиентскую базу, а также простимулировать старых клиентов к повторной покупке.
Помимо предоставления доступа в Интернет, "еТелеком" помогаем нашим клиентам привлечь дополнительную прибыль с помощью наших сервисов. Это касается и сервиса "МедиаЭкраны", где у наших клиентов есть возможность транслировать рекламу в жилых домах, тем самым в режиме онлайн продвигать свою продукцию и услуги.
За первый квартал 2022 года доля наших абонентов, подключивших цифровые решения, увеличилась на 20%, так что пока рано говорить, что нынешняя ситуация как-то повлияла на цифровизацию”, — отметил он.
Также он считает, что бизнес не должен откладывать вопрос по цифровизации собственной инфраструктуры. Именно внедрение новых технологий во все процессы компании поможет сделать ее конкурентоспособной, снизит издержки и даст импульс к росту.
Больше всего цифровыми решениями интересуются ретейл и общепит — они чаще всего запрашивают проекты по видеоаналитике, различные Wi-Fi-сервисы, умные экраны и т.д.
Владимир Бакалов, директор отделения МегаФона в Санкт-Петербурге и Ленинградской области отмечает, что на российском рынке облачных услуг наблюдается два тренда. Во-первых, кратно возросший интерес крупных компаний к услугам по аренде вычислительных мощностей, предоставлению удаленных рабочих мест и хранению резервных копий. Во-вторых, появились сложности с поставками оборудования для оснащения дата-центров. В результате может сложиться ситуация, когда провайдеры облачных решений не смогут обеспечить доступность вычислительных мощностей.
"Со своей стороны, мы масштабировали мощность своего облачного сервиса "МегаФон Облако", закупив дополнительное оборудование. Дополнительные серверы позволят позволят МегаФону в семь раз нарастить объём свободных ресурсов платформы. МегаФон обеспечивает бесшовную миграцию данных новых пользователей без прерывания бизнес-процессов, минимизируя риски, связанные с сохранностью данных. Наши сервисы находятся на территории РФ и полностью соответствуют требованиям российского законодательства", — добавил Владимир Бакалов.
Андрей Малков, председатель постоянной комиссии по молодёжной политике, делам общественных объединений и цифровизации Законодательного собрания Санкт-Петербурга, рассказал, что Смольный считает цифровизацию одним из важнейших направлений без которого невозможно существовать в современном мире. Сейчас комиссия занимается измерением возможностей мер поддержки этой сферы.
"Это встречная работа. Здесь должно проводиться взаимодействие не только со стороны Законодательного собрания, но и со стороны тех, кто будет получать эти дополнительные меры поддержки", — пояснил он.
Заключая работу круглого стола, Пётр Лоншаков заметил, что в ближайшие сроки построение телекома исключительно на российском оборудовании будет затруднительно.
“Мы практически на 80% используем решения западных производителей. Поэтому в ближайшей перспективе трудно сказать, сколько времени уйдёт на полный переход на продукцию российских вендоров”, — добавил он.
Многое зависит от того, насколько быстро российские производители смогут предложить решения, отвечающие техническим требованиям, заключил представитель "еТелеком" Пётр Лоншаков.