Порт Бронка может стать временным узлом в белорусской логистике

Автор фото: Петр Ковалев

Беларусь нацелена использовать порт Бронка для перевалки своих грузов, пока не завершит строительство собственной инфраструктуры.

Глава правительства Беларуси Роман Головченко рассказал о заинтересованности страны в перевалке грузов через петербургский порт Бронка. Это обсуждалось в ходе заседания XII Совета делового сотрудничества Санкт–Петербурга и Республики Беларусь, которое состоялось в Смольном 29 марта.
Широкая потребность в портовой инфраструктуре на Балтике у Беларуси возникла после того, как 1 февраля "Литовские железные дороги" досрочно расторгли с "Беларуськалием" договор на транзит 12 млн тонн удобрений в год из–за санкций в отношении страны. Тогда одной из главных позиций белорусского экспорта понадобился альтернативный коридор для выхода на зарубежные рынки. Александр Лукашенко заявил, что удобрения пойдут через российские порты.
По итогам февральской встречи Владимира Путина с Александром Лукашенко было объявлено, что в течение нескольких лет под Петербургом появится белорусский порт. Ленобласть предложила рассмотреть территорию порта в Приморске для строительства терминалов по перевалке белорусских грузов. Некоторые источники сообщали, что партнёрам из союзного государства планируется передать часть мощностей возводимого Приморского УПК.
Порт Бронка после его национализации в конце 2021 года и передачи ГК "Ростех" в феврале текущего года рассматривался как один из вероятных хабов для белорусских товаров. При этом Бронка концентрируется главным образом на транспортировке контейнеров (сейчас пропускная способность комплекса — 500 тыс. TEU в год), накатных и сверхтяжёлых грузов, а специализированного терминала для перевалки удобрений не имеет. Тем не менее это не должно создать сложностей.
"Сейчас около 90% грузов в мире контейнеризировано — даже удобрения в мешках можно поместить в контейнеры и отправить получателю. За счёт этого достигается и более низкая себестоимость транспортировки", — говорит начальник аналитического отдела ИК "ЛМС" Дмитрий Кумановский. Бутылочным горлышком этой схемы, по его мнению, может стать нехватка контейнеров из–за ухода крупных транспортных компаний с российского рынка после обострения ситуации на Украине.
Управляющий партнёр ООО "ИнфраПроекты" Алексей Безбородов подтверждает способность порта Бронка принять на себя объём 10–12 млн тонн калийных удобрений в контейнерах. Но он отмечает, что в этом случае поставки необходимо ставить на оборот. Также возникает вопрос, смогут ли получатели обрабатывать эти грузы.
"Одно дело отогнать в Европу — там это не проблема. Но если это Африка или Индия, то могут возникнуть некоторые сложности в технологической цепочке с вытариванием контейнеров", — считает Алексей Безбородов. Эксперты сходятся во мнении, что загрузка удобрений в контейнеры на территории Беларуси, дальнейшая отправка по железной дороге до порта Бронка и их перегрузка на суда — достаточно удобная цепочка.
По мнению Дмитрия Кумановского, порт Бронка станет временным узлом в белорусской логистике до запуска собственных терминалов. Новый порт строится несколько лет, а в это время необходимо продолжать отгружать продукты, чтобы обеспечивать нормальную экономическую активность калийной отрасли.
"Они обкатают маршруты, поймут логистику, как диспетчеризировать поезда, которые будут ходить по нашему направлению, добьются повышения эффективности отправок. А потом, когда у Беларуси будет свой балтийский порт в России, она уже сможет доставлять грузы не в Бронку, а непосредственно к себе, чтобы максимизировать прибыль этих товарных операций", — заключает Дмитрий Кумановский.