Бессмысленный снос: новая редакция закона о зонах охраны отправилась в Минкульт

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Все предложения, поданные на слушаниях, были отклонены.

На прошлой неделе на заседании рабочей группы ЗакСа по вопросам выработки концепции сохранения исторического центра Петербурга КГИОП презентовал поправки к законопроекту "О границах объединённых зон охраны…", сделанные под реализацию нескольких крупных проектов в центре города.
Во–первых, это проектируемый терминал высокоскоростной магистрали у Московского вокзала (под него хотели снести часть складов Кокоревых и корпуса шоколадно–бисквитной фабрики "Блигкен и Робинсон" на Лиговском пр., 50–52). Во–вторых, задуманный к постройке Большой Смоленский мост через Неву (ради него тоже хотели разрушить восемь исторических зданий на левом берегу Невы).
Был предложен и ряд менее заметных правок — например, на Смольной наб., где хотят увеличить предельную высоту застройки под возведение там комплекса Верховного суда (сам суд, правда, уже задумали вернуть на Тучков буян, так что на Смольной наб. смогут построить что–нибудь другое). А в Галерной гавани сокращают охранную зону под центр компетенций в горнотехническом образовании.
Комиссия по сохранению центра — важная стадия изменения закона. Когда законопроект будет уже официально внесён в ЗакС, депутаты не смогут утвердить к нему поправки, не прошедшие одобрения министерства культуры. А на комиссии как раз был поставлен на голосование вопрос о направлении законопроекта для согласования в Минкульт.
После короткого обсуждения большинство подняли руки за отправку документа в предложенном виде. Против проголосовали зампред петербургского ВООПИиК Александр Кононов и депутат ЗакСа Борис Вишневский. "Там есть очень серьёзные недостатки, которые связаны с изменением зон охраны, позволяющим снести исторические здания. Я полагаю, что то, что нам представлено в этой части, неприемлемо", — сказал парламентарий. Он надеется, что теперь повлиять можно будет уже на уровне министерства.
При этом только на следующей неделе эти же поправки должны быть рассмотрены общественным советом при КГИОП (совет состоит из руководителей реставрационных колледжей, одного из вузов, Союза реставраторов, зампреда ВООПИиК Антона Иванова и архитектора Никиты Явейна). Поправки рассматриваются вместе с обращениями, поданными к ним в ходе общественного обсуждения. Это обсуждение, напомним, проводилось в феврале и широко не анонсировалось. Градозащитники сетуют, что "процесс отправки нового проекта в Минкульт уже начался без всякой связи с общественным обсуждением".
По данным источника "ДП", поступило более 1 тыс. обращений, причём более 900 из них касаются планов по сносу домов на Лиговском и на пр. Обуховской Обороны (заявители просили исключить из законопроекта пункты, разрешающие снос этих зданий). Все эти возражения были, по сути, отклонены. В случае моста — в связи с тем, что проект его одобрил в минувшем году Совет по наследию. В случае же терминала — тоже со ссылкой на совет, который решил создать по этому вопросу отдельную рабочую группу.
Также чиновники отметили, что законопроект пройдёт ещё историко–культурную экспертизу, которая оценит его влияние на памятники.Все предложения, поданные в ходе общественных слушаний по другим вопросам, тоже были отклонены. В связи с тем, что они не отвечают задачам внеочередной корректировки. Их обещают рассмотреть при следующей, плановой корректировке закона в 2023 году. Впрочем, неизвестно, насколько все эти изменения теперь вообще нужны. Строительство ВСМ под большим вопросом — из–за денег, а также техники, поставки которой теперь весьма проблематичны. Мост тоже в бюджете не значится.