Победи себя сам: конкурс по проекту на Петроградке удивил архитекторов

Автор фото: etalongroup.ru

Для строительства на месте дворца молодёжи на Петроградской стороне провели необычный архитектурный конкурс. Застройщик не только организовал его, но и сам выиграл.

Холдинг "Эталон" провёл архитектурный конкурс на застройку участка Ленинградского дворца молодёжи (ул. Профессора Попова, 47) жильём. Победила входящая в холдинг компания "Эталонпроект". Она обошла "Студию 44" (второе место) и ещё одно известное архитектурное бюро — "МЛА+" (третье). Конкуренцию им составляли студия "Интерколумниум", "Урбис–СПб" и ещё несколько проектировщиков. Один из участников рассказал "ДП" (анонимно), что многие были удивлены победе собственной архитектурной мастерской компании и конкурс в таком виде выглядит странным. Другой источник "ДП", впрочем, рассказал, что "Эталонпроект" будто бы не первый раз одерживает победу в тендерах, организованных головным холдингом.
"Вызывает смешанные чувства, когда в конкурсе побеждает его организатор. Большее разочарование вызвало бы, если проект–победитель был бы среднего качества, а он оказался достаточно интересным", — сказал "ДП" руководитель проектной группы "МЛА+" Игорь Тарновский.Он считает, что в итоге вышло "что–то среднее между хорошей конкурентной борьбой и аффилированностью выбора". Конкурс, по его мнению, решили провести, с одной стороны, для того чтобы "сгладить" углы возможного общественного возмущения, с другой стороны — чтобы получить более широкий ассортимент проектных решений. "Я думаю, что проведение конкурса — это правильный способ легитимизации проекта. Придание публичности через конкурс для таких сложных и знаковых мест в городе — это правильная процедура", — думает Тарновский.
Ленинградский дворец молодёжи был построен в 1969–1977 годах и полностью сдан к 60–летию ВЛКСМ в 1978–м. Как писал "Вечерний Ленинград", это была ударная комсомольская стройка. В минувшем году стало известно о переходе здания вместе с участком структуре холдинга "Эталон". Тогда же сообщалось о планах по сносу здания и строительству взамен жилого комплекса. Здание не признано памятником архитектуры и более того — числится в законе "О границах объединённых зон охраны…" диссонирующим объектом. Тем не менее за него в своё время была дана Государственная премия РСФСР в области архитектуры, а недавно Союз архитекторов включил его в свой список зданий позднесоветской эпохи, которые предложено было взять под охрану. Впрочем, положительного решения принято не было.
Градозащитники отмечают, что ЛДМ наряду с аэровокзалом Пулково–1 и модернистским павильоном "Ленэкспо" относится к зданиям, которые находятся под прямой угрозой утраты.

Далеко в завтра

Ленинградский дворец молодёжи очень жаль как хороший пример архитектуры, получившийся, между прочим, в результате конкурса, отметил в комментарии "ДП" член жюри проведённого "Эталоном" конкурса вице–президент Санкт–Петербургского союза архитекторов Святослав Гайкович. Он считает организацию конкурса "очень хорошей", Союз архитекторов за неё благодарен. Жюри набрали профессиональное (в него, конечно, вошёл и президент группы Геннадий Щербина; возглавил жюри спецпредставитель губернатора по градостроительству Владимир Григорьев). В результате получился "реальный пример конкурса". По словам Гайковича, в случае частных инвесторов чаще бывает по–другому. "Обычно пройдутся по родственникам и спросят, не знает ли тёща хорошую архитектурную фирму. Потом смотрят по деньгам", — рассказал Гайкович.
При этом самым передовым зодчий считает проект "Студии 44", который, как уже было сказано, занял только второе место. По его словам, работа студии отличалась "радикальным подходом к решению пространственных вопросов и организации новой среды" с атриумами большой площади, которые позволили бы создать круглогодичное общественное пространство, адаптированное к петербургской непогоде. Но проект оказался слишком хорош для сегодняшнего дня.
"Это был адвансный проект, направленный в завтра. Он был направлен в завтра слишком далеко. И с учётом рациональных и экономических обстоятельств заказчик, конечно, его реализацию не осилит. В завтра всех не вывезешь на своём горбу", — сожалеет Гайкович.
По его словам, два других проекта–финалиста, в том числе и победитель, были принципиально похожи и выглядели более рационально и убедительно. Они трактовали пространство "как поле для размещения отдельных объёмов так, чтобы квартал был прозрачен для обитателей и открыт во внешнюю среду". Так, чтобы, находясь в районе улицы Профессора Попова, можно было видеть Малую Невку.

Ещё цветочки

Со своей стороны отметим, что, хотя предлагаемая конкурсантами застройка значительно ниже по высоте, чем ЛДМ, и, таким образом, соответствует режимам охранной зоны (28 метров до карниза), нельзя сказать, что изменения однозначно идут на пользу. Уходит доминанта и ощущение свободы, которое создавалось благодаря пустым пространствам вокруг ЛДМ.
В размещённом на "Фонтанке" пресс–релизе (материале, помеченном как "специально подготовленный для группы “Эталон”") отмечается, что победившая концепция "предусматривает возможность сохранения существующих зелёных насаждений с интеграцией их в проект озеленения территории" (впрочем, часть зелёных насаждений на участке, напомним, отнесена к зелёной зоне и их в любом случае необходимо было сохранить). А также "уникальности предложенному проекту придаёт решение интегрировать в концепцию застройки зимний сад, который соединит три жилых корпуса между собой через общий холл, что создаст комфортную всесезонную атмосферу для растений".
Зачем нужен большой зимний сад в жилом комплексе — вопрос дискуссионный (надолго ли хватит воли владельцев квартир, пусть и элитных, оплачивать всё это зелёное великолепие?), но стоит отметить, что и другие участники конкурса планировали в своих проектах нечто подобное.
"Наше проектное предложение основывалось на идее, что при сносе таких значимых общественных объектов необходимо компенсировать обществу понесенную утрату, а именно — помимо строительства жилого комплекса необходимо создавать дополнительное общественное благо", — говорит Игорь Тарновский. Этим дополнительным благом он считает оранжерею Ботанического сада и прилегающий к ней парк. Очевидно, что оранжерея — это своего рода дань памяти Дворцу молодёжи, который также включает оранжерею. И возможно — в какой–то степени результат усилий экоактивистов, которые с прошлого года пытались привлечь внимание к судьбе тех растений.
"Студия 44" и "Эталонпроект" — это совершенно разного уровня компании. С разными компетенциями и качеством архитектуры. Никита Явейн на порядок ближе к тому, что должно быть в городе, чем компания–победитель, у которой я не помню заметных архитектурных работ. То, что я видел в их портфолио, — это, в общем, не лучшие образцы архитектуры даже для экономкласса. Хоть Явейн формально не прошёл — я надеюсь, что его проект всё же показал организаторам конкурса альтернативный взгляд.
Сергей Орешкин
архитектор
Получилось, соглашусь, формально очень странно. Но когда я впервые как член жюри увидела проекты под номерами, ещё не зная, какой из них чей, я с самого начала выбрала для себя именно тот проект, который победил. Потому что он был лучший и с точки зрения требований заказчика, и с точки зрения качества архитектуры. Не скажу, что он блестящий. Но этот проект был приемлемым, а остальные семь, в общем, нет. Я была поражена в конце, когда узнала, что его разработал "Эталонпроект". Вывод, который я для себя сделала, что всё–таки петербургская архитектурная школа находится в глубоком кризисе.
Мария Элькина
член жюри конкурса