Рынок обслуживания жилья адаптируется к новым условиям

Автор фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
Обслуживание лифтового оборудования.

Бизнес начинает оценивать последствия санкций для ЖКХ. В жилых комплексах масс–маркет ситуация принципиально не изменится, а в бизнес– и элит–классе могут возникнуть трудности.

Из–за снижения курса рубля растут цены на строительные материалы — с начала февраля они увеличились на 5–15%. Кроме того, два производителя лифтов и эскалаторов — Otis и Kone — перестали принимать заказы для России. Впрочем, компании обещают продолжить обслуживать уже работающее оборудование. Проблемы могут возникнуть при обслуживании умного дома и систем вентиляции и кондиционирования.
Участники рынка, опрошенные "Деловым Петербургом", практически единодушны в оценке: будет сложно, но критических изменений не произойдёт.
"Думаю, всем уходящим брендам есть адекватные замены. С точки зрения обслуживания нашего проекта я не предвижу никаких особых сложностей", — говорит Константин Сторожев, генеральный директор УК VALO Service.
Сегменты эконом и комфорт, говорят эксперты, вообще мало завязаны на зарубежные материалы и технологии.
"С запчастями и оборудованием вряд ли будут проблемы, так как обычно используется самое доступное и распространённое, — отмечает Алексей Борисюк, управляющий директор FM Becar Asset Management. — Проблемы могут касаться софта. Если он создан не на нашей платформе, а на западной, то могут возникнуть проблемы, в том числе с платежами жильцов. В частности, речь идёт об ERP–системах, созданных для расчётов между потребителями и поставщиками".
С ним согласен Алексей Бушуев, директор по продажам Seven Suns Development.
"На рынке жилья комфорт– и экономкласса заменить что–либо будет несложно, в отличие от элитных домов, где возникнут трудности с дорогими материалами и инженерией преимущественно иностранного производства. Однако в целом на строительном рынке ситуация с заменой не столь критична, аналоги найти можно", — утверждает он.
С тем, что на рынке обслуживания премиального жилья могут возникнуть сложности, согласен и Алексей Борисюк.
"В бизнес– и элит–классе поставщики взяли паузу для переоценки и перенастройки новых логистических цепочек. Скоро они вернутся", — считает он.
Генеральный директор УК "Прогресс" Вячеслав Мокичев говорит, что проблемы могут возникнуть при закупке запасных частей импортного оборудования.
"На некоторые запчасти уже выросли цены и сроки поставки. Необходимо принимать во внимание и возможное снижение платёжной дисциплины населения из–за сокращения доходов. Но у нас учтены определённые риски, и на качестве обслуживания это не скажется", — утверждает он.
В целом российским управляющим компаниям потребуется от 1 года до 3 лет в зависимости от сегмента рынка, чтобы полностью компенсировать весь объём технических решений.
"Это время уйдёт на поиск, адаптацию и внедрение новых систем эксплуатации и управления. Рынок будет, возможно, медленно, но перестраиваться и предлагать аналоги. Многое будет зависеть и от вектора, который задаст государство в решении подобных вопросов", — резюмирует Александр Андрианов, первый вице–президент GloraX.