Телеком вступает в тёмные времена с надеждой на лучшее

Автор фото: Архив "ДП"

Телеком–рынок допускает возможность падения скорости передачи данных из–за прекращения поставок импортного оборудования.

Участники рынка стараются сохранять оптимистичный настрой, но некоторые из них находятся в паническом состоянии и прогнозируют как минимум повышение стоимости трафика. Наихудший сценарий — отключение России от Глобальной сети.
Михаил Климарёв, генеральный директор Общества защиты интернета и автор телеграм–канала "ЗаТелеком", сообщил "ДП", что оборудование уже подорожало в 4 раза. "Всё ещё держится на запасах. Но уже прямо сейчас из–за миграции систем из зарубежных ЦОД в России просто нет мощностей. Всё раскуплено, а серверов нет. Даже китайских. Потому что там микропроцессоры, которые под санкциями",— возмущается он.

Запасы истощаются

Алексей Леонтьев, руководитель Ассоциации телекоммуникационных операторов, говорит, что техника постоянно нуждается в обслуживании: "Парк оборудования у всех разный, зависит от оператора. Кто–то в больше степени использует б/у оборудование, кто–то в меньшей. Но каждые 2 года необходимо проводить его замену". При этом операторы широкополосного доступа в интернет (ШПД) должны постоянно проводить замену оборудования. Они держат склады необходимых инструментов и материалов на местах, так как работают с жилыми домами. Запасы ещё есть, но рано или поздно они исчерпаются. Поэтому сперва операторы ШПД будут переставлять оборудование в домах, где меньше абонентов.
"По большому счёту мы не знаем, как всё выстроится в ближайшее время. На операторских форумах в основном обсуждают, как же дальше будет устроена работа телекома. Цена техники, конечно, вырастет, но точные прогнозы пока никто дать не может. Однако факт остаётся фактом: любой дополнительный барьер повышает стоимость оборудования, а это приведёт к повышению стоимости обслуживания абонентов", — говорит Алексей Леонтьев.
По его мнению, к лету операторы перестроят свои бизнес–процессы, но развитие рынка замедлится, а то и вовсе остановится. Есть плохие новости и для обычных абонентов: "Здесь сложилась странная ситуация. С одной стороны, ограничивают сайты и соцсети, соответственно, это снижает объём трафика и контента. При этом операторы давно знают, что каждый год количество скачиваемого и передаваемого контента растёт в разы. Поэтому замена оборудования была ответом на существующую реальность", — добавил Алексей Леонтьев.
Впрочем, он отмечает, что на рынке используется и китайское оборудование. Поэтому возможности для замены техники сохраняются. Тем не менее её стоимость неизбежно вырастет.
"Пару месяцев назад мобильные операторы отменили безлимитные тарифы из–за повышения объёма скачиваемого контента. То же самое произойдёт у фиксированных операторов — некоторые из них отменят часть безлимитных тарифов. Стоимость одного гигабита будет дорожать", — считает глава ассоциации.
Леонтьев обратил внимание на то, что петербургский телеком–рынок с самого начала был чрезвычайно развит. Качество интернета в городе всегда было выше, чем в остальных регионах России и даже в некоторых городах Европы. Рынок был независим и развивался самостоятельно почти с нуля, поэтому некий запас на развитие у него всё ещё есть, но сроки, когда он исчерпается, назвать сложно. Вряд ли удастся сохранить высокие позиции, возможна деградация, считает эксперт.
По его данным, в России не так много компаний, которые производят телекоммуникационное оборудование.
Автор: Гавриил Григоров/ТАСС

Вынужденный зоопарк

Один из собеседников "ДП" в телеком–компании рассказал, что о переходе на китайское оборудование пока речь не идёт. Многие надеются на улучшение ситуации и находятся в состоянии ожидания.
Такой настрой официально сохраняют многие телеком–операторы, к которым "ДП" обратился за комментариями.
"По состоянию на текущий момент говорить о каких–то изменениях в работе телекома преждевременно. Надо понимать, что есть разное оборудование, в том числе китайского и российского производства. Крупные компании, включая “Обит”, заранее закупают оборудование, необходимое для поддержки бесперебойного оказания услуг и операционной деятельности, а также запланированного расширения, и имеют склад, который позволит продолжить работу в штатном режиме на случай форс–мажора. Если говорить о будущем — сейчас игроки рынка находятся в ожидании разрешения ситуации с вендорами, стоимостью валют и т. п., на основании которого будут производиться новые закупки. На мой взгляд, серьёзных причин для ухудшения качества интернет–соединения в стране нет", — прокомментировал Андрей Гук, генеральный директор оператора "Обит".
Всегда можно подобрать аналоги или найти альтернативные каналы поставок оборудования, отмечает Дмитрий Петров, генеральный директор оператора "Комфортел". Компания собирается работать через посредников: "Прямо сейчас идёт работа по выстраиванию новых логистических цепочек, и видно, что привезти можно всё, что угодно, — вопрос только в сроках и итоговой стоимости. Мы всегда старались избегать “зоопарка” в вендорах при строительстве своей сети, но при необходимости легко интегрируем новых поставщиков в существующую инфраструктуру “Комфортел”. Наша компания никуда не уходит, продолжает работу".

Работаем с верой

У мобильных операторов похожая позиция. Например, в Tele2 надеются на улучшение отношений с вендорами: "Санкции повлияли на поставки оборудования. Однако в решениях Евросоюза и США нет никаких ограничений для гражданских сетей. Наши партнёры взяли паузу, чтобы оценить влияние требований зарубежного законодательства на текущие контракты. Мы активно работаем и верим, что решение будет найдено. В любом случае пока речь идёт о приостановке, а не прекращении поставок. При этом Tele2 готова к любому развитию событий — всегда остаётся возможность создания новых логистических цепочек и выбора альтернативных поставщиков. В 2021 году мы создали достаточный резерв ёмкости", — рассказал директор макрорегиона "Северо–Запад" Tele2 Сергей Тимошин.
Он отметил, что компания самостоятельно обслуживала установленное иностранное оборудование на протяжении многих лет. Например, биллинговая система оператора, в основе которой решение зарубежного поставщика, доработана российскими программистами дочерней компании "Беркут". При любом развитии ситуации компания будет совершенствовать и обслуживать оборудование самостоятельно.