Первые прогнозы: главные тренды авторынка в 2022 году

Автор фото: Ермохин Сергей

Основным трендом 2021 года стало превышение спроса над предложением. Причин тому было несколько, но в первую очередь — разрыв логистических цепочек в поставках и дефицит полупроводников. Второй тренд — ослабление курса рубля к иностранной валюте и рост стоимости автомобилей. Федеральное правительство вложило значительные средства в поддержку рынка. Чего ждать в 2022 году?

Пока мы готовили круглый стол об актуальных мерах поддержки автопрома, к старым проблемам добавились непрогнозируемые события: Россия признала независимость Донецкой и Луганской народных республик, а затем начала спецоперацию на Украине.

Диверсифицируя лизинг

В ответ Евросоюз и США ввели беспрецедентные санкции. Первыми под их действие попали крупнейшие российские банки, в том числе Сбербанк, ВТБ, "Открытие" и Совкомбанк. Не секрет, что многие крупные компании автолизинга входят в состав банковских холдингов.
Будут ли перераспределяться теперь активы на российском и региональном рынках лизинга, сегодня зависит от Центробанка. "В первую очередь, — от того, насколько он захочет поддержать крупные банки, в том числе попавшие под санкции. Если эта поддержка будет достаточной, то я думаю, что никакого прямого перераспределения активов не будет", — полагает Дмитрий Павлюк, начальник отдела лизинга автотранспорта ООО "Балтийский лизинг".
По его оценке, объёмы, скорее всего, в текущем году будут ниже, чем компания планировала раньше. "Мы на 2022-й год прогнозировали рост портфеля на 15–20%. Понятно, что этот прогноз мы будем корректировать, но пока непонятно, насколько, — рассуждает эксперт. — Могу сказать, что мы оптимисты. Глобальных изменений в топ-15 лизинговых компаний, на мой взгляд, не должно произойти".
Если говорить о стратегии, то "Балтийский лизинг" изначально придерживался универсального пути, говорит Дмитрий Павлюк. Так, по итогам прошлого года достаточно большие доли в структуре портфеля компании составляло и промышленное оборудование, и сельскохозяйственная техника. "Думаю, что и то, и другое скорее всего, вслед за автопромом будет подвержено подорожанию из-за ослабления курса рубля к доллару США и евро. Со стороны участника рынка главным можно назвать диверсификацию портфеля. Какой-то конкретный сегмент выделять будет некорректно", — подчёркивает он.
Компания "Интерлизинг" продолжает работать, принимать заявки и обслуживать клиентов, сообщил Руслан Моллаев, региональный директор по СЗФО ГК "Интерлизинг". "На 2022-й год мы прогнозировали рост: в частности, по Северо-Западу закладывали 15% — правда, понимая, что по итогу первого полугодия будем пересматривать планы в большую сторону. Были надежды, что ситуация с дефицитом автомобилей станет лучше и появится больше машин, которые можно будет продавать. Но сейчас уже поздно об этом говорить, — сказал эксперт. — При этом мы надеемся, что останемся в пределах своего первоначального прогноза и сможем его выполнить".
Компания уже осваивает новые сегменты, в частности — лизинг недвижимости, добавил Руслан Моллаев. "Он, конечно, по объёмам пока не заменит автолизинг, — в ближайшее время точно. Но и внутри автолизинга есть сегменты для роста. Например, далеко не исчерпан потенциал китайских автомобилей, и если прекратятся европейские или американские поставки, то возможно, спрос переключится на них. Также ожидаем увеличение спроса на подержанные автомобили", — отметил он.
По оценке эксперта, обеспокоенность сегодня вызывает ситуация с промышленным оборудованием, ситуация может стать критичной. "Российского оборудование почти нет или его очень мало. Большая часть — это поставки из Японии, Америки и Западной Европы. Но их может заменить Китай", — резюмировал он.

Время перемен

Тем временем автодилеры Петербурга инициируют создание региональной концепции развития авторынка города. Среди проблем отрасли — отсутствие градостроительных нормативов для автосалонов, общего подхода к утилизации отработанных масел, шин, аккумуляторов, недоработка других вопросов. Интерес к разработке документа уже проявили депутаты городского парламента. Участники рынка рассчитывают и на интерес Смольного.
Сегодня в Петербурге работает более 220 автодилерских центров. Видимая часть автобизнеса города оценивается в 460 млрд рублей в год или почти в 10% ВРП, говорит Дмитрий Никитин, генеральный директор АО "Евросиб" и вице-президент Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД) — председатель регионального совета СЗФО. По его оценке, в этой сфере работает более 20 тыс. человек.
При этом авторетейл и автосервисы — не единственные участники рынка. Есть ещё заправки, стоянки, парковки, таксопарки и каршеринги, сети запчастей, "авторазборки".
"Есть объективная необходимость выработки общих для бизнеса и власти правил. Определить стандарты, сформировать консолидированную позицию по развитию всех участников авторынка в соответствии с планами комплексного развития Санкт-Петербурга и его территорий", — говорит Дмитрий Никитин. Сегодня у отрасли нет связи с развитием города, с его крупными проектами. В итоге у автосалонов и сервисов низкий уровень архитектурных и строительных решений, существует множество проблем: нет парковок, есть неудобства для пешеходов, экологические сложности (ведь дилеры проводят и сервисное обслуживание машин, например, меняют масла).
"Необходимо понимание важности жизненного цикла автомобиля, грамотная экономическая политика в этой части, а также в отношении серого бизнеса, неоформленных предприятий", — полагает Дмитрий Никитин.
Решить эту проблему РОАД хотел бы вместе со Смольным. Интерес к этой теме уже проявили депутаты Заксобрания Петербурга, которые предложили провести рабочие встречи с представителями отрасли.
"Надо говорить о встречных вопросах и я бы с удовольствием поговорила с участниками рынка. Думаю, что мы найдём общий язык. Раз уж мы построили Детройт на территории Санкт-Петербурга, — то нужно этот флаг держать", — говорит Ирина Иванова, депутат Заксобрания Санкт-Петербурга, председатель комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству. Она добавляет, что у авторынка города есть и новые, назревающие проблемы. "Грядёт транспортная реформа и думаю, что будет развиваться ещё и такси. Если маршрутки снимают, то кто их заменит? Агрегаторы или такси, которые будут выполнять их функции. Всё что касается любых реформ надо рассматривать в комплексе", — подчёркивает Ирина Иванова.
Депутат городского парламента Павел Крупник предлагает штрафовать водителей за нарушения правил дорожного движения в зависимости от габаритов и стоимости их автомобилей. С такой инициативой он уже обратился к начальнику ГИБДД Михаилу Черникову. "Ведь чем более тяжёлый и укомплектованный у владельца автомобиль — тем более серьёзные последствия могут возникнуть в случае ДТП. Рост штрафов на нарушение ПДД объективно оправдан и направлен на защиту интересов, жизни и здоровья граждан", — отмечает Павел Крупник.

Поддерживая производителей

Производителей автомобилей и автокомпонентов на федеральном уровне поддерживают в рамках постановления РФ №719 ("О производстве промышленной продукции на территории РФ"), а Ленинградская областная торговая промышленная палата (ТПП) выдает акты экспертизы "СТ-1", которые подтверждают производство продукции на территории страны, напоминает Ирина Панченко, старший вице-президент Союза "Ленинградская областная торгово-промышленная палата".
"Чем шире локализация производства на территории России, — тем более эффективны меры поддержки. Сегодня особенно автопроизводители зависят от электронных компонентов, которые выпускаются за рубежом. Один из выходов я вижу в их производстве с должным уровнем качества и объёмах на территории России. Правительство это будет только поддерживать", — подчёркивает она.
Положительный эффект федеральной поддержки выражается в ежегодном увеличении уровня локализации и приросте баллов, набранных изготовителями за выполнение соответствующих требований. Растёт и число поступающих заявок на экспертизу, говорит директор департамента экспертизы, сертификации и оценки Санкт-Петербургской ТПП Виолетта Короткина.
"Такая тенденция, вне сомнения, положительно отразится на состоянии самой отрасли. Она снизит существующие риски, связанные с использованием иностранных комплектующих, даст возможность предприятиям освоить большую долю рынка, углубить кооперационные связи", — резюмирует она.