Петербургский девелопер судится за участок в Приморском районе

Автор фото: Ермохин Сергей

Основатель и глава девелоперской компании "Арсенал–Недвижимость" Виктор Лаптев судится с дочерью за 3,1 га на Яхтенной улице

Истец оспаривает передачу (продажу) дочери 49% АО "Мандарин", на которое оформлена земля. Генеральным директором "Мандарина" перед тяжбами был его сын — Арсений Лаптев.
"Арсенал–Недвижимость" владеет в Приморском районе Петербурга двумя участками, оформленными на дочерние структуры. На компанию "Европа" записано 7,5 га на Мебельной улице, 11, где функционирует бизнес–центр "Европа" (внешне похожий на Воронцовский дворец на Садовой улице), а также несколько ангаров и лаборатории. Соседний участок 3,1 га на Яхтенной улице, 15, оформлен на АО "Мандарин".
Несколько лет назад девелопер решил застроить оба участка жильём. Для этого в 2018 году компании "Европа" и "Мандарин" сумели поправками в генплан поменять назначение этих двух наделов на зону 3ЖД (среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки). Но в Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ) участок так и остался в зоне производственного назначения. Поэтому в декабре 2020 года "Арсенал" обратился в комитет по градостроительству и архитектуре с просьбой привести в соответствие с генпланом данные ПЗЗ. А именно: включить участок 7,5 га в границы территориальной зоны Т3Ж2 (среднеэтажная и многоэтажная жилая застройка) и установить предельную высотность 40 / 75 метров.
Параллельно в семье Лаптевых началась "Санта–Барбара" с дележом имущества. Виктор Лаптев (№ 125 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2020, в рейтинг–2021 не попал), постоянно проживающий за границей, какое–то время состоял в гражданском браке со Светланой Самсоновой. Приёмную дочь Ксению Самсонову он признавал как родную (так указано в материалах суда). Похоже, тяжбы за активы бизнесмена начались после распада гражданского брака.
Летом 2019 года Ксения Самсонова обратилась в арбитраж с требованием принудить АО "Мандарин" провести внеочередное общее собрание акционеров. Представитель Ксении Самсоновой — юрист Илья Нечин — представил в суд выписку из реестра акционеров от 19 августа 2014 года и копию договора от 28 марта 2013 года купли–продажи 49% акций АО "Мандарин", заключённого между Лаптевым В. В. (продавцом) и Самсоновой К. А. (покупателем). До того, согласно СПАРК, единственным владельцем "Мандарина" являлось подконтрольное семье Виктора Лаптева ООО "Арсенал". Также истица просила признать недействительным решение внеочередного общего собрания акционеров "Мандарина" о досрочном прекращении полномочий гендиректора АО Арсения Лаптева. Кроме того, Ксения Самсонова ходатайствовала о принятии обеспечительных мер в виде запрета Росреестру регистрировать сделки с отчуждением и обременением участка на Яхтенной улице.
В ответ Лаптев–старший вчинил иск приёмной дочери. Он пишет, что договора о продаже 49% акций АО "Мандарин" никогда не было, выписку из реестра акционеров не выдавал, деньги не получал и просит признать сделку недействительной.
Тяжбы продолжаются, и, судя по материалам арбитража, каждой из сторон недостаёт убедительных аргументов.
Возможное происхождение выписки из реестра акционеров от 19 августа 2014 года Виктор Лаптев объяснил так. В 2013–м Ксения Самсонова оформляла вид на жительство в Латвийской Республике, ей нужно было представить в консульство доказательства наличия средств для проживания в Латвии. Она не работала, постоянного дохода не имела и обратилась к нему (Лаптеву–старшему) с просьбой помочь предоставить подобное доказательство. В связи с этим "и могла быть составлена выписка из реестра, однако, поскольку выписка датирована датой празднования дня рождения Лаптева В. В., он не может с уверенностью утверждать или опровергнуть факт изготовления выписки". То есть сначала он говорил, что выписку из реестра АО не выдавал, а потом засомневался в этом.
Аргументы ответчицы тоже нельзя назвать неопровержимыми. Так, юрист Илья Нечин представил в суд только копию договора купли–продажи акций, оригинала у Ксении Самсоновой не оказалось. Однако свою подпись под договором Лаптев–старший считает "скомпилированной" с другого документа. Единственный документ, представленный в оригинале, — выписка из реестра акционеров от 19 августа 2014 года. Но Виктор Лаптев заявил, что она сфальсифицирована. Экспертиза, назначенная судом, тоже посчитала выписку поддельной. Илья Нечин просил о повторной экспертизе, но ему отказали.
В ноябре 2021–го первая инстанция удовлетворила иск Виктора Лаптева, признав недействительной спорную сделку (и, соответственно, право собственности Ксении Самсоновой на 49% акций АО "Мандарин"). Ответчик подал апелляцию, но заседание по делу в очередной раз отложено.
По другому эпизоду суд отказал Ксении Самсоновой в принятии обеспечительных мер в виде запрета (Росреестру) на регистрацию сделок со спорным имуществом.
Кстати, пока шла разборка, "Арсенал–Недвижимость" разбил 3 га на Яхтенной улице на 11 отдельных лотов. Зачем — пока непонятно.
На запрос "ДП" в пресс–службе компании "Арсенал–Недвижимость" не ответили.
Илья Нечин считает, что суд необоснованно отказал в истребовании из банков документов АО "Мандарин", а также в проведении экспертизы договора купли–продажи и повторной экспертизы выписки из реестра акционеров. "В экспертизе выписки есть внутренние противоречия: один эксперт указывает, что подпись Виктора Лаптева выполнена ручкой с пастой синего и сине–фиолетового цвета, а другой эксперт — чёрной пастой. Налицо очевидное противоречие, которое может свидетельствовать о том, что эксперты исследовали разные документы", — говорит Илья Нечин.