Бизнес, особенно малый, старается по возможности минимизировать любые затраты. В том числе на изготовление рекламных материалов и мерча. Небольшие типографии и просто самозанятые, имеющие необходимое оборудование, в свою очередь, стараются этот запрос удовлетворить и предлагают заказчикам не только максимально бюджетный продукт, но и оригинальный.
В случае, когда нужно сделать небольшой тираж листовок, брошюр, визиток или футболок к мероприятию, как правило, все идут в простые студии цифровой печати, где относительно недорого можно изготовить рекламные материалы по подготовленному заказчиком макету. Но если клиент хочет чего–то "этакого", то найти изготовителя, который сделает и дёшево, и красиво, пока ещё непросто.
Как на столбе
"Хороший способ напечатать яркие и запоминающиеся рекламные материалы — это знакомая многим по листовкам с сомнительной рекламой на столбах ризография. Этот способ печати имеет очень широкие возможности, но пока что мало кто их использует", — рассказывает "ДП" глава московско–петербургского издательства Post–Materialization music, специалист в сфере полиграфии Сергей Ефремов.
По его словам, методом ризографии можно печатать и полноцветные плакаты, журналы, афиши. Проблема в том, что фирмы, где есть ризограф, редко берутся за сложные заказы. Однако постепенно в Петербурге начинают появляться энтузиасты, готовые за скромную сумму не только напечатать красивый и качественный тираж, но и потратить время на подготовку макета. Специфика ризографии в том, что для печати в несколько цветов необходимо разобрать исходное изображение на слои и прогнать через аппарат каждый по отдельности.
Стоимость нового ризографа сейчас колеблется от 200 тыс. рублей до 2,5 млн, хотя, по словам Ефремова, вполне неплохой подержанный аппарат можно найти на Avito и за 80 тыс. Мастер–плёнка, одного рулона которой хватит на несколько тысяч отпечатков в один слой, стоит в магазинах в среднем от 2 тыс. рублей.
В мастерских, которые берутся за сложные заказы, один цвет в формате А4 обойдётся в среднем в 2–3 рубля за лист без учёта бумаги. При этом специалисты обращают внимание, что целесообразный тираж для ризографии — от 100 экземпляров, потому что иначе происходит сильный износ аппарата.
"Несколько лет назад, ещё до пандемии, мы организовывали туры в Индию. Когда встал вопрос, как печатать буклеты, которые распространялись бы в йога–центрах и на тематических мероприятиях, я решилась на эксперимент с ризографом, — рассказывает “ДП” основательница школы йоги Parvati School Елизавета Печатина. — Листовки в три цвета на плотной дизайнерской бумаге получились настолько крутыми, что многие брали их себе даже просто в качестве сувениров. А обошлось всё в цену более чем символическую".
Стартап за 20 тысяч
Для печати на ткани чаще всего используется шелкография. Ею обычно занимаются крупные компании с использованием автоматического оборудования. Основной минус — минимальный тираж от 50 экземпляров. При таком тираже стоимость одного отпечатка в типографиях города составляет в среднем от 30 до 80 рублей. Если рассматривать печать в шесть цветов, то за экземпляр придётся отдать до 200 рублей. Также дополнительно оплачивается тестовый принт — от 1000 рублей.
Впрочем, в Петербурге работают мастера, которые занимаются шелкографией вручную и берутся за меньшие тиражи, но таких специалистов очень мало. Плюс ко всему из–за технологии и использования химии для такой печати необходимо отдельное помещение с водопроводом, арендовать которое ради небольшого заработка нецелесообразно.
"Я считаю, что альтернативой шелкографии, особенно если говорить о небольших тиражах, вполне может послужить технология термопереноса, — считает Сергей Ефремов. — Себестоимость изделия, конечно, будет немного больше, но, учитывая скорость изготовления и возможность отпечатать хоть один экземпляр, это всё равно целесообразнее. А современные расходные материалы позволяют достичь качества, не сильно уступающего шелкографскому".
Для печати на текстиле термопереносом достаточно приобрести специальный пресс. Его стоимость в зависимости от формата начинается от 15 тыс. рублей за самое простое устройство, а пресс "посолиднее" обойдётся уже в 40–50 тыс. Существует и специальное оборудование для печати на кружках. Расходные материалы тоже доступны: лист термобумаги у поставщиков стоит в среднем от 80 до 200 рублей.
Таким образом, себестоимость готовой футболки с принтом составит около 300–400 рублей. В свою очередь, в городских студиях печати только за перенос картинки формата А4 придётся заплатить около 500 рублей, без учёта текстиля.
По сарафанному радио
По словам генерального директора коммуникационного агентства "Репутация" Наталии Сусловой, сейчас в отрасли печати очень высокая конкуренция: большинству корпоративных заказчиков нужно отличное качество и соблюдение стандартов, которые "одиночкам", как правило, сложно выполнить. А частные лица при заказе оперативной печати ориентируются в первую очередь на стоимость и удобство получения заказа, поэтому тут частнику сложно конкурировать с копировальными центрами.
"В результате микробизнесы в этой сфере продвигаются в первую очередь за счет сарафанного радио. Конечно, как "витрина" используется и Instagram, но для обеспечения необходимого потока платёжеспособных клиентов его будет недостаточно, — уверена эксперт. — Что касается рекламы во “ВКонтакте”, то у этой соцсети сейчас сильно упала конверсия и по “холодным” клиентам реклама будет малоэффективна — интерес аудитории сместился на другие платформы".
Ещё и искусство
Помимо прочего использование ручных техник печати и их коммерциализация за рубежом развиты больше, чем в России. Как рассказала "ДП" художник, основательница арт–пространства ПРОГРАФИКА Евгения Матвеева, в мире существует большое количество авторских мастерских, а также разнообразных фестивалей печатной графики и самиздата, цель которых не только продемонстрировать актуальные проекты, но и стать коммерческим продуктом и для любителей искусства.
"В России постепенно выстраивается культура приобретения произведений искусства. Думаю, что чем больше будет проектов, связанных с печатными графическими техниками: фестивалей, выставок, маркетов, принт–обменов, — тем более широким будет становиться круг почитателей, “приобретателей” искусства и заказчиков, — говорит Евгения Матвеева. — Радует, что сейчас в отдельных городах создаются печатные студии, в которых можно освоить как классические, так и экспериментальные техники графики, а также приобрести работы современных авторов".