Принт в дефиците: кризис в полиграфии поднимет цены на продукты

Автор фото: Shutterstock
Автор фото: Shutterstock

Полиграфическая отрасль Евросоюза в кризисе. Высокие цены и дефицит бумаги ухудшили экономику самых разных видов бизнеса — от издательств до компаний, управляющих активами. Коллапс может спровоцировать рост стоимости продуктов питания.

Европейские полиграфические компании предупредили, что из–за растущего дефицита бумаги и сбоев в цепочках поставок такие отрасли, как производство продуктов питания и потребительских товаров, могут серьёзно пострадать, пишет Financial Times.
Дефицит усугубился и за счёт забастовок тысяч рабочих на фабриках лесопромышленной группы UPM–Kymmene в Финляндии. Профсоюз компании настаивает на сохранении единого коллективного договора для всех предприятий UPM, тогда как в компании хотят заключать отдельные договоры для каждой фабрики.
"Цены на бумагу резко выросли, и все гоняются за слишком малыми объёмами", — говорит директор консалтинговой компании EMGE Иван Ле Муан. Ситуацию он называет "абсолютным беспорядком".
Представляющая более тысячи европейских производителей этикеток ассоциация Finat предупредила о перебоях в поставках из–за нехватки специализированных видов бумаги. Управляющий директор Finat Жюль Лежен считает, что, если кризис затянется, это почувствует весь потребительский рынок.
"Я ежедневно получаю звонки и электронные письма от членов ассоциации. Они выражают крайнюю озабоченность. Приходится откладывать работу, продукция не производится. А этикетки используются во всех секторах — в пищевой промышленности, производстве напитков, фармацевтике, здравоохранении, выпуске товаров для личной гигиены, автомобилестроении, электронике", — заявил Жюль Лежен.

Рынок сократится вдвое

Издатели, газетные группы и другие предприятия уже ощущают последствия нехватки бумаги и четырёхкратного роста цен. Они резко поползли вверх во второй половине прошлого года.
FT сообщает о срыве сделок на финансовом рынке. Управляющий активами Abrdn недавно был вынужден отложить голосование по сделке стоимостью 1,5 млрд фунтов стерлингов. С трудом удалось подготовить печатные документы, которые необходимо было разослать акционерам.
UPM поставляет в Европу около 40% заготовок для этикеток.
По словам главного операционного директора голландского производителя этикеток Geostick Сеса Схоутена, в марте месячный объём производства группы, вероятно, снизится с 2,5 млн до 1,5 млн м2.
"Мы должны решить, куда в приоритетном порядке доставлять этикетки. Их дефицит может привести к сбоям в работе пищевой промышленности и логистики", — сказал он.

Возвращение к пластику

Генеральный директор испанской полиграфической компании IPE Industria Gráfica Франческо Эгеа утверждает, что свежие продукты могут не дойти до прилавков.
Компании по производству потребительских товаров уже ищут альтернативные варианты. Например, временно возвращаются к пластиковой упаковке.
Известно, что забастовки в UPM продлятся минимум до 12 марта, усугубить ситуацию могут и акции протеста сотрудников финских портов. Несладко и прессе. Высокие цены на бумагу и её нехватка — это резкий разворот для отрасли, которая с 2000–х годов и так страдает от цифровизации.
Управляющий директор крупнейшего издателя еженедельных журналов в скандинавском регионе Aller Tryk Йеспер Юнгерсен сообщил, что из–за нехватки бумаги производство уже сокращено на 10%. Это обязательно отразится на спросе.
"Мы опасаемся, что люди перейдут на онлайн–версии изданий, но не из–за роста цен на бумагу, а из–за её нехватки", — сказал он.
Чтобы обеспечить упаковочную промышленность, производители закрывают или перепрофилируют свои заводы.
Генеральный директор крупнейшего в Европе производителя картонных коробок Smurfit Kappa Тони Смёрфит отмечает, что компания ежегодно повышает цены на свою продукцию на 20%, однако на этот раз рост будет ещё больше.
"В течение последних 6 месяцев мы распродали продукцию. Мы наращиваем мощности, но они уже раскупаются", — пояснил он.
По данным финансовой компании Euler Hermes, рост цен на бумагу спровоцировало резкое подорожание целлюлозы. В свою очередь у производителей целлюлозы увеличиваются издержки из–за роста цен на древесину.