Техничная экономия: высокие цены начали категорически отпугивать покупателей

Автор фото: Сергей Ермохин

Люди не представляют себе жизни без гаджетов и бытовой техники. Но не хотят покупать их по завышенным ценам.

Недавно ВЦИОМ провёл опрос о том, от каких изобретений, гаджетов и предметов быта людям было бы сложнее всего отказаться в повседневной жизни. Ответы, которые дали жители СЗФО, несколько отличались от общероссийской картины.
56% жителей Северо–Запада заявили, что сложнее всего им было бы жить без интернета. Далее следовали смартфон (42%), стиральная машина (40%), автомобиль (32%), компьютеры и ноутбуки (30%), книги (21%), телевизор (15%). В целом по стране сложнее всего людям отказаться от стиральной машины — так сказали 46% респондентов. На втором месте по популярности оказались смартфоны — без них своей жизни не представляют 42% опрошенных. Причём для молодёжи (18–24 года) значение этих устройств предсказуемо выше, чем для более старших респондентов. Для россиян 60 лет и старше стиральная машина является самым необходимым предметом быта (52%), на втором месте — телевизор (44%), на третьем — смартфон (32%), затем — интернет (27%), каждый пятый назвал автомобиль (21%). Граждане этого возраста чаще, чем в других возрастных группах, называли книги в качестве предмета, от которого им было бы сложно отказаться (19%).
Менее востребованными оказались микроволновая печь, посудомоечная машина. Интересно, что малый процент людей (3% по РФ и 4% по СЗФО) сказали, что не смогли бы без "классической" домашней бытовой техники (плита, пылесос, холодильник).
Крупная и мелкая бытовая техника — товары, которые петербуржцы уже привыкли покупать на онлайн–платформах. Так, на Ozon в прошлом году штучные продажи в обеих категориях (по Петербургу) прирастали от месяца к месяцу. По итогам января 2022 года штучные продажи бытовой техники на маркетплейсе выросли более чем в 2 раза год к году. Быстрее всего росли продажи морозильников, электронных весов и термометров, вспенивателей молока, погодных станций, электрических ножеточек и штопоров. Больше всего штучных продаж на Ozon пришлось на индукционные плиты, умные весы, электрические зубные щетки и роботы–пылесосы. Среди крупногабаритной техники в топе продаж оказались вытяжки, холодильники, посудомоечные и стиральные машины. Как рассказали в пресс–службе маркетплейса, в последнее время жители Северной столицы стали интересоваться техникой, о которой несколько лет назад даже слышал не каждый. Например, сушильными машинами, винными шкафами и отдельно стоящими морозильными ларями.
В Wildberries рассказали о взрывном росте продаж ноутбуков и компьютеров: петербуржцы стали обновлять технику в связи с новой волной заболеваемости и переходом на удалёнку. Компьютеров в январе купили на 950% больше, чем годом ранее, ноутбуков — на 121%. Выросла популярность сопутствующей электроники и аксессуаров: блоков питания (+235% в штуках год к году), картридеров (+209%), подставок для ноутбуков (+85%). Продажи бытовой техники для дома тоже растут, но не такими темпами.
Руководитель категории "Бытовая техника и электроника" в "Авито" Павел Комаров рассказал, что в январе–феврале 2022 года наибольший рост спроса наблюдался на телевизоры. Их в Петербурге покупали на 49% чаще, чем в прошлом году. На втором месте разместились ноутбуки (25%). Приобрести лэптоп можно в среднем за 22 650 рублей. В то же время настольные компьютеры покупали на 10% реже, чем в начале 2021 года. Пользователи "Авито" из Петербурга также не представляют свою жизнь без мобильных телефонов — в этом году их приобретали на 18% чаще, чем в прошлом. Покупка гаджета обходится в среднем в 18 950 рублей. Стиральные машины также оказались востребованными — с прошлого года их продажи выросли на 13%.
Несмотря на то что продажи техники растут, покупатели в последние пару лет стали более осмотрительны и осторожны. Эксперты не раз говорили о том, что с началом пандемии в 2020 году потребительские привычки поменялись. Тогда исследования показывали, что большая часть населения развитых и развивающихся стран (в том числе России) приняла за правило экономию. Люди стали обращать внимание на скидки и бонусы, ориентироваться на более дешёвые аналоги привычных товаров.
По данным PwC, товары для дома в принципе популярны в пандемию. Однако именно в категории "бытовая электроника" покупатели чаще обращают внимание на цены. Однако тут тоже многое зависит от возраста. В онлайн–канале ценовой фактор доминирует для поколений Х (39–53 года) и Z (18–24 года). В случае с беби–бумерами (54–73 года) чувствительность к ценам в разных категориях товаров отличается. Представители старшего поколения обычно меньше обращают внимание на стоимость товара при онлайн–покупках. Но в случае с бытовой техникой и продовольствием это правило для них не работает. В офлайне же беби–бумеры и миллениалы наиболее чувствительны к ценам. Тот факт, что в 2021 году представители старшего поколения стали экономить на бытовой технике и электронике, подтверждается также данными исследования Romir на эту тему.
По мнению управляющего партнёра коммуникационного агентства B&C Agency Ивана Самойленко, в 2021 году сформировались покупательские тренды, которые будут актуальны и в 2022–м.
"Люди стали чаще искать альтернативы привычным товарам, которые оказались недоступны из–за глобального сбоя поставок. В результате растёт спрос на продукцию локальных производителей, местных фермеров и т. д. Вторая особенность — цифровизация старшего поколения. Эта тенденция очень ярко проявилась и в России. Люди старше 60 лет даже в сельской местности стали активными участниками онлайн–покупок, заказывают доставку на дом и удалённые цифровые услуги (государственные и коммерческие)", — отмечает Иван Самойленко.
Мартайн Пейтерс, руководитель практики по предоставлению консультационных услуг компаниям сектора розничной торговли и производства потребительских товаров PwC в России, указывает, что в эпоху пандемии укрепляется тренд на б/у товары, а также на покупку товаров для перепродажи. "В прошлом году, по данным нашего опроса, 21% российских респондентов заявили, что чаще покупают такие товары (против 18% в 2020 году). В мире рост спроса на такие товары составил 6%", — рассказал он.