У "Любимого края" Августа Мейера пытаются отсудить права на товарный знак

Автор фото: Александр Веселков

Предприятие не против.

Суд по интеллектуальным спорам (СИП) принял к производству и назначил на март рассмотрение иска крупного свиноводческого хозяйства из Омска ООО "Руском–Агро", просящего о прекращении охраны товарного знака № 237033 ("Индиком"). Права на этот бренд принадлежат АО "Кондитерское объединение “Любимый край”", активу известного бизнесмена Августа Мейера, арестованного в конце прошлого года по обвинению в мошенническом хищении средств Сбербанка.
Август Мейер входил в Рейтинг миллиардеров "ДП" — 2020 с состоянием 7,9 млрд рублей (106–е место), но в Рейтинг–2021 уже не попал. Однако Forbes оценивает его состояние в $650 млн и помещает на 181–е место в рейтинге богатейших бизнесменов России. Среди активов предпринимателя кроме "Любимого края" две парфюмерно–косметические сети — "Улыбка радуги" и "Рив Гош" — и продуктовый ретейлер "Оптоклуб Ряды". Правда, последнее предприятие, как ранее сообщал "ДП", испытывает трудности. На декабрь 2021 года были распроданы почти все активы "Рядов", остался нереализованным гипермаркет в Мытищах и два земельных участка под Петербургом.
"Руском–Агро", входящее в сельхозхолдинг "Руском" Темури Латария, считает, что ответчик не использует товарный знак, что является основанием для прекращения охраны. Права на бренд "Индиком" мешают истцу зарегистрировать собственный товарный знак "ИНДИ". Получить комментарий "Руском–Агро" не удалось.
Отметим, что "Руском–Агро", по данным сервиса "Контур.Фокус", показал выручку за 2020 год 3,04 млрд рублей (+9,4% по сравнению с 2019–м). А Темури Латария, занимающего пост председателя совета директоров ГК "Руском", омские СМИ называют одним из самых богатых и влиятельных жителей города. По данным открытых источников, состояние бизнесмена оценивается в $90 млн.
В компании "Любимый край" подтвердили, что товарный знак "Индиком" не используется. "С нашей стороны не имелось и не имеется спора по данному вопросу. Идея обращения в СИП исходила от ООО “Руском–Агро” — в целях обеспечения гарантии прав на приобретение товарного знака", — заявили "ДП" на предприятии. Более того, в "Любимом крае" утверждают, что обе компании нацелены на мирное урегулирование спора.
"У тех, кто хочет прекратить права на чужой товарный знак по неиспользованию, обычно два основных мотива. Первый — им нужно зарегистрировать свой (похожий) знак. Второй — есть угроза предъявления иска со стороны правообладателя неиспользуемого знака, — рассказал о существующей практике Максим Али, партнёр, руководитель практики IP/IT Maxima Legal. — Судя по тому, что “Руском–Агро” инициировал целую серию дел против правообладателей различных знаков с элементом “ИНДИ”, похоже, что дело действительно в попытке зарегистрировать товарный знак".
Это согласуется с тем, что заявка "Руском–Агро" ещё находится в стадии экспертизы Роспатента и окончательное решение по ней не принято. К тому же оспаривание чужих знаков может пригодиться "Руском–Агро" в будущем, если отказное решение будет пересматриваться в Палате по патентным спорам, добавляет эксперт.
Однако пока, как видно по серии споров с агропромышленным комплексом "Дамате", суды складываются не в пользу "Руском–Агро". "Интересно, что сам “Руском–Агро” уже регистрировал знак “ИНДИ” ещё по заявке 2002 года. Возможно, компании было бы значительно проще бороться за очищение реестра Роспатента от похожих товарных знаков, если бы заявки на конкурирующие знаки отслеживались и против них “Руском–Агро” направляло протесты в Роспатент ещё на стадии регистрации", — рассуждает Максим Али.
Адвокат Наталья Колерова, советник и руководитель проектов адвокатского бюро S&K "Вертикаль", полагает, что ситуация с уголовными претензиями к Августу Мейеру "безусловно, влияет на его бизнес, причём как в юридической, так и в репутационной плоскости".
"На некоторое имущество бизнесмена и его супруги уже наложен арест, с учётом размера ущерба (2,4 млрд рублей) по вменяемым преступлениям перечень арестованных активов будет только расширяться", — прогнозирует эксперт.
В частности, арестовать наравне с недвижимостью могут и его доли в компаниях. Например, в "Рив Гош" уже заявили, что якобы претензии правоохранительных органов их не касаются. Но они, по мнению Натальи Колеровой, касаются Августа Мейера и, как следствие, всего принадлежащего ему имущества, за счёт которого потенциально могут быть удовлетворены требования потерпевших по уголовному делу.
"Применительно к АО “Кондитерское объединение “Любимый край” важно отметить: открытые источники не содержат сведений о текущих акционерах компании. Однако на заседании суда, продлившего арест предпринимателя в начале февраля, защита Августа Мейера просила изменить меру пресечения и в качестве доказательств возможности внесения залога предоставила документы именно от “Любимого края”, фактически подтвердив владение компанией со стороны подозреваемого", — говорит эксперт.
Отметим, что исключительно в связи с фактом ареста бизнесмена никакие претензии со стороны контрагентов к его компаниям предъявлены быть не могут. Однако остаются открытыми вопрос репутации и вопрос того, насколько сильно менеджерское звено, справится ли оно с операционной деятельностью и дальнейшим развитием компаний в отсутствие владельцев, обращает внимание Наталья Колерова.