Воспитай себе друга: в Петербурге вырос спрос на догвокеров и кинологов

Автор фото: ТАСС
Забота о домашних животных для многих становится всё более существенной расходной статьёй домашнего бюджета.

Жители Петербурга во время пандемии охотно пользуются услугами по уходу за домашними животными и их дрессировке. Спрос стабильно растёт уже второй год.

В Петербурге появился ещё один сервис по выгулу домашних животных. Местная сеть магазинов зоотоваров Petshop запустила проект "Petshop выгул". Ранее сеть также открыла груминг-салон и ветеринарную клинику. В целом в Петербурге появляется всё больше специализированных сервисов по выгулу: "Догси", "Гульдок", Dog–pla.net, Walk your dog.
Это легко объяснимо. За последние 2 года петербуржцы стали чаще заводить домашних животных. Как следствие, в городе создаётся всё более развитая инфраструктура самых разнообразных услуг для них.
Соответственно, растёт и конкуренция. Причём с фирмами конкурируют физические лица, ищущие подработку, и самозанятые: больше всего "выгульщиков" можно найти на платформах объявлений, таких как "Авито", "Яндекс.Услуги" или "Профи".

Рука помощи

Руководитель отдела маркетинга "Авито Услуги" Иван Чулков подтверждает, что люди всё чаще ищут помощников по уходу за питомцами. Во многом это связано с тем, что за последние годы число домашних животных в российских семьях выросло примерно на 12 млн.
При этом услуги стали более доступными благодаря онлайн-платформам и возможности быстрого поиска специалистов. Многие хозяева из-за работы или разъездов не всегда успевают уделять своим любимцам достаточно внимания и времени. В связи с этим сформировалась мини-индустрия передержки для домашних питомцев: зоогостиницы, дог- и кэтситтеры, помощники по уходу.
Однако петербуржцы, похоже, всё-таки больше времени проводят дома и справляются сами, так что рост спроса нельзя назвать взрывным. По данным "Авито Услуги", за 2021 год по сравнению с 2020-м спрос по всей стране на услуги по уходу за животными вырос на 44%. В Петербурге за тот же период — на 8%. Для сравнения: в Москве за год спрос вырос на 44%.
Зато выгул собак в Петербурге в январе 2022 года стал востребованнее на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2021-го. Если же сравнивать с данными 2020 года, популярность услуги выросла на 155%.
"В январе 2022 года наибольший спрос у петербуржцев отмечается на услуги хендлера (спрос вырос в 3,5 раза) и зооняни (в 2 раза). При этом средняя цена за хендлинг (показ собак на выставках) за год уменьшилась на 33% и начинается от 600 рублей. А часовая оплата зоонянь не менялась с 2020 года и составляет 300 рублей", — подчёркивает Иван Чулков.
Также в топ-5 наиболее востребованных услуг, по данным "Авито Услуги", вошли передержка (+62%), дрессировка (+56%) и груминг (+35%). Менее популярными за 2021 год стали услуги зоопсихолога (спрос упал на 23%) и ветеринара (–5%).
Количество предложений на онлайн-платформах от помощников по уходу за питомцами в Петербурге за год выросло на 20%. При этом, похоже, что онлайн-сервисы приобретают специализизацию на конкретных видах услуг. И если на "Авито" зоопсихологов ищут неохотно, то на "Профи.ру" они, наоборот, в топе по востребованности. В пресс-службе сервиса "ДП" рассказали, что в 2021 году эти специалисты стали популярнее на 89%. Зоопсихологи помогают хозяевам лучше понимать питомцев и при необходимости дают советы по корректировке поведения. Также на "Профи.ру" на 73% увеличилась потребность в передержке животных, на 63% — в выгуле собак. На 25% чаще стали искать грумеров, на 20% — кинологов.

Лапа дружбы

В школе дрессировки собак DogPark отмечают, что только за последний год спрос на их услуги сильно вырос. По мнению представителей школы, это связано с карантином и самоизоляцией.
"Многие перешли на удалённую работу, и недостаток социального общения привёл к потребности добрать эмоции в другой сфере. Например, от собаки. Которая помимо общения дома даёт ещё и новую социальную активность (прогулки на улице, выезды в лес, спорт с собакой, общение с другими собачниками)", — объясняют в компании.
Интересно, что люди стали относиться к заведению питомцев более ответственно. В школы дрессировки приходит всё больше клиентов, которые хотят проконсультироваться с кинологом ещё до приобретения щенка. "Мы это воспринимаем как рост сознательности владельцев собак и хорошую тенденцию", — подчёркивают в DogPark.
Услуги по дрессировке всё чаще стали предлагать и частные специалисты. В DogPark признают, что стоимость таких услуг может быть ниже, но подчёркивают, что наличие образования у такого тренера надо обязательно проверять.
Профессиональных центров в Северной столице не так уж много, рынок услуг невелик.
По данным 2ГИС, в Петербурге работает около 30 профессиональных школ дрессировки.

А чем кормить будете?

Растут и продажи зоотоваров. Категория кормов для домашних животных показывает устойчивую положительную динамику. По данным Royal Canin и Mars Petcare, рост спроса в России составляет около 10%.
В пресс–службе компании Royal Canin считают, что причин может быть несколько. Во-первых, это увеличение популяции домашних животных. С 2017 по 2020 год рост общего количества домашних животных в стране составил около 21%. Общая популяция собак и кошек в России составляет более 63 млн. По данным Royal Canin, за этот же период в Петербурге наблюдается рост количества кошек на 11,5% — до 1,3 млн.
Во-вторых, влияют социально-демографические и экономические причины. Всё больше владельцев домашних животных переходят на полнорационные и сбалансированные промышленные корма, несмотря на то что они стоят дороже. Психологически многим проще экономить на себе, чем на любимом животном.
По данным Data Insight, рынок онлайн-продаж зоотоваров стал одним из самых быстрорастущих сегментов e-commerce. С июля 2020 года по июнь 2021 года количество онлайн–заказов зоотоваров выросло на 105%, а объём продаж увеличился на 73% в рублях.
Согласно данным компании, на долю интернет–магазинов зоотоваров приходится 2% рынка отечественного e-commerce по количеству онлайн–заказов и 1% — по объёму продаж в рублях. Лидерами этого рынка стали Ozon, Petshop.ru и Wildberries.
Москва и Петербург традиционно являются лидерами абсолютного потребления зоотоваров — на них приходится более 23% продаж по всей России (в рублях) и более 27% заказов. На долю Петербурга приходится 9,1% от всех продаж по стране.
В Royal Canin также отмечают, что пандемия привела к значительным изменениям покупательского поведения и большое количество потребителей покупают корма для домашних животных в онлайне. Этот канал растёт сильнее всего.
"Более того, мы видим тренд на переход к кормам более высокого класса и научно-обоснованному питанию. Это влияет на увеличение среднего чека в категории", — добавляют в компании.