Автопром возглавил промышленность Петербурга по объёмам отгрузки

Автор фото: Ермохин Сергей

Автопром по итогам 2021 года может оказаться лидером петербургской промышленности по отгрузке и инвестициям в производство.

По данным Петростата, в январе–ноябре 2021 года автопромышленная отрасль города выросла по объёму производства на 2,6% к аналогичному периоду 2020–го. При этом за 11 месяцев автозаводы оказались на первом месте по отгрузке среди всех обрабатывающих производств. Их доля составила 17,5% — 475 млрд рублей при общем объёме отгрузки в городе 2,7 трлн. На втором месте пищевая и перерабатывающая промышленность (12,6%). На третьем — радиоэлектроника.
По инвестициям в основной капитал в январе–сентябре (более свежих данных пока нет) местный автопром тоже оказался на первом месте с показателем 25,6 млрд. За ним следуют фармацевтика (5,8 млрд) и пищевая и перерабатывающая промышленность (5,7 млрд). Общий же объём инвестиций в основной капитал обрабатывающих производств города за этот период приблизился к 70 млрд рублей по сравнению с 40 млрд в 2020–м. С большой долей вероятности можно предположить, что значительный вклад в этот показатель внёс инвестиционный проект "Хендэ Виа Рус". Инвестор вложил более 16 млрд в строительство завода по выпуску двигателей для автомобилей Hyundai.
Добавим, что в общем объёме промышленного экспорта из Санкт–Петербурга за 9 месяцев прошлого года доля автомобилей была также высокой и составила почти 25%.
Российский завод Hyundai — "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (ХММР) — увеличил в 2021 году объёмы производства Hyundai Creta, Solaris и Kia Rio на 6,5%, до 234 тыс. автомобилей. Как уточнили в пресс–службе ХММР, с конвейера предприятия сошло по 71 тыс. единиц кроссоверов Hyundai Creta и седанов Solaris, а остальные 94 тыс. машин — это Kia Rio (включая кросс–хетчбэки Rio X). В нынешнем году ХММР намерен нарастить совокупный объём выпуска автомобилей до 240 тыс. Кроме того, в минувшем году ХММР увеличил экспорт в страны ближнего зарубежья на 25%. За границу отправлено более 24 тыс. машин и машинокомплектов. Из них более 16 тыс. — это машинокомплекты для завода Hyundai Trans Kazakhstan, где происходит их мелкоузловая сборка. На предприятии считают главным событием прошлого года локализацию второго поколения Creta. Из–за пандемийных ограничений корейские специалисты не смогли приехать в Россию, и старт производства россияне налаживали собственными силами.
Кроме того, осенью 2021–го начал поставки новый завод Hyundai WIA, который после открытия стал выпускать двигатели линейки Gamma объёмом 1,6 л для ХММР. Как ожидается, после выхода на полную мощность на нём начнут также выпускать "атмосферники" Nu объёмом 2,0 л.
"Завод ХММР, как и все предприятия автомобилестроения, столкнулся с дефицитом автокомпонентов, и в частности полупроводников, — передал через пресс–службу генеральный директор завода Джу Сучоун. — Несмотря на все сложности, нам удалось практически избежать перебоев на производстве и показать отличный результат по итогам года". По его оценке, это стало возможно в том числе благодаря использованию альтернативных маршрутов транспортировки импортных автокомпонентов — по железной дороге и через порт в Новороссийске. "Новые маршруты позволили сократить время доставки компонентов в полтора, а в некоторых случаях и более чем в 2 раза", — добавил Джу Сучоун.
Петербургский завод Toyota по итогам 2021 года нарастил выпуск автомобилей на 20%, до 80,8 тыс. штук, сообщал "Автостат" со ссылкой на пресс–службу "Тойота Мотор". Там уточнили, что продажи кроссовера RAV4 увеличились на 5,5%, до 38,4 тыс. штук, седана Camry — на 17%, почти до 32 тыс. При этом доля экспорта автомобилей петербургской сборки составила 11,9% в общем объёме выпуска петербургского завода. Предприятие экспортирует автомобили в Казахстан, Белоруссию и Армению. Отметим, что в марте 2021 года завод начал выпуск обновлённой Camry.
Петербургский завод Nissan — "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус" — в 2021 году нарастил выпуск автомобилей на 17%, до чуть более 45 тыс. Больше всего было выпущено кроссоверов Nissan Qashqai, за которым следуют Nissan X–Trail и Nissan Murano, сообщили в пресс–службе российского представительства. Объём экспорта составил 4,4 тыс. машин, что в несколько раз больше, чем в 2020 году. Основные страны поставки японских машин петербургской сборки — Казахстан и Белоруссия.
Главная причина роста производства петербургских автозаводов — в низкой базе "ковидного" 2020 года, полагает автоэксперт Денис Гаврилов. "Например, если сравнить итоги первого полугодия 2021–го и 2020–го, мы увидим рост производства на 36%, ведь позапрошлой весной конвейеры стояли из–за локдауна. По итогам 11 месяцев 2021–го рост был уже меньше — 15%. Вообще начиная с сентября объёмы выпуска петербургских автозаводов снижались", — отмечает он.
По оценке эксперта, по итогам 2021 года рост производства машин петербургской сборки может достичь 10%. "Но, повторюсь, его обеспечило первое полугодие. Если мы сравним 2021 год не с 2020–м, а с 2019–м, то увидим падение в штуках. Так, за 2021 год три автозавода Петербурга выпустили 363–365 тыс. машин: это на 2–2,5% меньше, чем в 2019–м", — сообщает Денис Гаврилов.
Если говорить о финансовых показателях автозаводов, нужно учитывать, что себестоимость машин стала выше.
"Показатели заводов выросли в том числе за счёт роста стоимости комплектующих. Соответственно, увеличились и стоимость отгрузки, и выручка", — резюмирует эксперт.

Готовясь к расширению

Текущий год для петербургского автопрома станет, видимо, переходным. Сами производители и их поставщики объявили о нескольких расширениях производств, запустить которые планируется в 2023 году.
Крупнейший из этих проектов — планы Hyundai начать выпуск кроссоверов Hyundai Tucson, Hyundai Palisade и Kia Sportage на бывшем заводе General Motors в Шушарах. Предварительный объём инвестиций в этот проект составит 36 млрд рублей, его реализуют в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК), подписанного ранее с Минпромторгом и Смольным.
О запуске новых производств заявили и несколько поставщиков корейского автоконцерна.
Так, компания Sungwoo Hitech Rus купила площадку бывшего завода Ford в Ленинградской области. Вложив в производство 6,8 млрд рублей, она планирует в 2023 году начать массовое производство чехлов для легковых автомобилей завода ХММР. Предполагаемая мощность составит 265 тыс. единиц в год.
А производитель автокомпонентов "Питерформ" заявил об инвестициях 6 млрд в расширение производства в Каменке. Начать и завершить работы планируется в 2022 году. Предприятие продолжит выпускать внутренние панели кузова для ХММР.
О планах других автозаводов пока не сообщалось, так же как и о том, есть ли у них сложности с локализацией. А её, в соответствии с заключёнными СПИКами, надо углублять.
"Коллеги говорят, что разговор идёт о сроках: хотели бы иметь больше времени на запуск предприятий — производителей автокомпонентов, — говорил в недавнем интервью “ДП” председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга Кирилл Соловейчик. — Но работа идёт, и мы стараемся помогать тем, кто готов к расширению заводов действующих поставщиков автокомпонентов".
Он подтвердил: нынешнего уровня локализации недостаточно на следующем этапе СПИКа. "Но уверен, что у коллег есть план", — добавил Кирилл Соловейчик.