Выученная осознанность: модникам начали активно навязявать "зелёную" идеологию

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Долгоиграющие модные тренды последних лет выглядят как попытка натренировать покупателя перед повсеместным внедрением новой "зелёной" идеологии — борьбы с углеродным следом и избыточным потреблением пресной воды.

Ход вполне изящный: если уже скоро одежды станет меньше, то использовать имеющееся придётся эффективнее — уметь составлять скромный в размерах базовый гардероб, привыкать к унисекс-вещам "на двоих", реабилитировать имидж секонд-хендов, ремонтировать и перешивать ношеное. Ах да — всё это уже в активной фазе.

Совсем зашились

Лёгкая, швейная, текстильная промышленность или модная индустрия — в сообщениях международных организаций встречаются все эти термины, в итоге сливающиеся в один тезис: на производство одежды тратится слишком много ресурсов, а выхлоп (в прямом смысле этого слова) — сомнительный. Так, в отчёте ЮНЕП (программа ООН по окружающей среде) от 2020-го об устойчивости швейной индустрии со ссылкой на данные Quantis сказано, что отрасль "продуцирует" более 3,3 млрд тонн парниковых газов. Это больше, чем "извергают" из себя все международные рейсы и морские перевозки, вместе взятые.
Здесь же уточняется: если темпы производства сохранятся, то к 2030-му воздействие на климат станет интенсивнее на 49 %. Но в том же ЮНЕП говорят ещё и о том (на этот раз со ссылкой на McKinsey & Company), что при переходе на экономику замкнутого цикла, включающую аренду, перепродажу, ремонт и реконструкцию одежды, парниковых газов к 2030-му станет, на­оборот, меньше — на 143 млн тонн. Очевидно, что производителям одежды, на которых новая "зелёная" реальность уже давит со всех сторон, придётся поднапрячься — и поменяться. Одежду не перестанут выпускать совсем, но уже мелькает в недалёком будущем обязательная стандартизация и сертификация (например, по GOTS — The Global Organic Textile Standard). И если от сферы требуют сокращения выбросов, пересмотра использования пресной воды и химикатов, то и объёмы тиражей естественным образом просядут. Одежды станет меньше. Но готов ли к этому избалованный покупатель?
В 2021 году ЮНЕП поделился новым отчётом, на этот раз — об устойчивом потреблении и производстве сразу в трёх сегментах — пищевом, строительном и, как нетрудно догадаться, текстильном. С самого начала в документе сказано: одно из приоритетных направлений для трансформации текстильной промышленности — изменение привычек потребителя. И тут — уже самое интересное.

Капсула от избытка

По сути, не к 2030-му, а уже к 2021-му многие пришли с этими самыми изменившимися привычками — и даже не заметили.
"Медленная", устойчивая, "антипрофицитная" мода, экостандарты в производстве одежды — всё это походит на мягкую подготовку. Механизм преподносится под понятным соусом "за всё хорошее, против всего плохого". На деле это будущее в миниатюре — с пока ещё не регламентированными, но уже желательными к исполнению правилами. Пока — тренд, скоро — обязанность. В 2021-м уже появляется "Гид Vogue по экологичной моде" с 15 правилами, первое из которых — "Покупать меньше, но лучше".
К чему мы — со стороны потребителей — пришли к концу 2010-х и началу 2020-х? По десятилетию — широкими мазками: если 1950-е годы запомнились пышными юбками и узкими талиями, 1980-е — эксцентричностью и яркостью, то 2010-е — торжеством базового гардероба (пара футболок и жакетов/пиджаков, одни джинсы и брюки, одна юбка и рубашка — и редкие акценты).
Из частностей: на полках, вешалках и впоследствии в образах много оверсайза — того, что не должно "садиться" на фигуру сантиметр в сантиметр, а значит, не то чтобы рискует остаться в магазине из-за "неидеальной" посадки. Более того, оверсайз оказывается уместным не только для разных размеров, но и для разных полов — самые осознанные могут сбиваться в пары и носить одежду друг друга, тем самым сокращая потребление и личный углеродный след хотя бы раза в полтора.
"Яркое и кричащее" в общей массе заменяется "природным" — бежево-терракотовой, пастельной, максимум ахроматической гаммой. Одним словом, теми оттенками, которые описываются как благородные, но на которые уходит меньше химического красителя. Тут, кажется, всё тоже логично: по замечанию ЮНЕП, именно этапы влажной обработки — в первую очередь окрашивание — одни из самых энергоёмких процессов при создании одежды.
Более того, былая слава вернулась к секонд-хендам, которые теперь нежно называются "винтажками", — ведь можно не производить новое, а надевать уже сшитое и всё ещё вполне сносное. "Секонды" теперь — не про бедность, а про осознанность и "реюз". Если звезде не зазорно — и наоборот, даже почётно — надеть на красную дорожку платье почти 30-летней давности (Марго Робби на "Оскаре" в переосмысленном Chanel из коллекции 1994 года, Зендея в Versace образца 1996-го), то почему рядовому покупателю нужно стесняться рубашки родом из прошлого века? Тем более чуть ли не эксклюзивной — найденной здесь и сейчас в единственном экземп­ляре, недоступной в масс-маркете.
Практически сюда же относится и апсайклинг: создание новой вещи из "пожившей". Целый рукав — от одной рубашки, основа — от другой, воротник — от третьей, в итоге — обновка. Визуально такая практика асимметричности приживается ещё и благодаря тренду на технику пэчворк — в ней за последние несколько лет охотно работали Dolce & Gabbana, Etro, Loewe, Christian Dior, Tom Ford, Marni и проч., и проч., и проч. Такое "лоскутное одеяло" смотрится уже вполне привычно.

Личность своими руками

Можно парировать: это всё возня модников, а "меня не касается, за трендами не слежу". Всё в порядке, вам и не надо — они сами за вами присмотрят. По данным НИУ ВШЭ, в первом полугодии 2021-го доля импорта в розничных продажах одежды — 82 %. "Иностранцы" — от масс-маркета до премиум-сегмента — в большинстве своём производят одежду на контрактных производствах в Азии. Как минимум в Китае (хотя какой уж тут минимум) в разгаре энергетический кризис — некоторые фабрики, в том числе "легпромные", из-за нехватки ресурсов отключают электричество на 15 дней в месяц. А производители со своими тиражами пусть выкручиваются как хотят — или скорее как могут. Вот и получается, что ближайшая перспектива — меньшие объёмы производства, более простой крой, "натуральный" цвет и "сближение" стилистики брендов — хоть следи за ними, хоть нет, всё равно так или иначе многое унифицируется. Место индивидуализации останется в пошиве на заказ и кастомизации: одним словом, либо очень дорого, либо своими руками.
Странно было бы отрицать, что одежда — ясный и важный способ коммуникации с окружающими (позиция "плевать я хотел" — тоже позиция). И если резко и тоталитарно отнять у людей "слова" — привычное разнообразие одежды, — ко всеобщему повиновению и согласию это приведёт едва ли. Другое дело — медленно входящие в состояние нормы тренды. Иногда — через убеждение ("забота об экологии — наше завтра"), иногда — через стыд ("плохие люди слишком много потребляли — виновны"). И, кажется, мягкий "зелёный" переход в этой важнейшей для социальной идентификации сфере не просто начался — к 2021-му он идёт полным ходом. Что важно — среди тех, у кого есть деньги, мнение и желание "разговаривать" через гардероб (теперь — экологично).
А тех, у кого финансов поменьше, изменения, возможно, коснутся не так уж сильно. Если нет денег, то и бесконтрольной "скупки" одежды не будет. "Зелёный" поневоле — тоже в общем-то путь.