Кирилл Соловейчик: Петербургу нужен фокус на рынок, кадры и технологии

Автор фото: Тихонов Михаил
Автор фото: Тихонов Михаил

В 2022 году власти города намерены перейти от компенсирующей поддержки промышленности в сложные экономические времена к стимулированию роста. Подробности рассказал в интервью "ДП" председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт–Петербурга Кирилл Соловейчик.

В апреле 2021 года Смольный утвердил промышленную политику Санкт–Петербурга на период до 2025 года. По расчётам властей, к этому сроку при вложениях государства в 28,8 млрд рублей удастся запустить новый инвестиционный цикл и получить 320 млрд частных инвестиций в развитие предприятий.
Кирилл Александрович, 2021 год стал результативным с точки зрения финансовой поддержки промышленности из госбюджета? Удалось ли помочь предприятиям?
— Мы делали акцент на запуск нового инвестиционного цикла. Судя по статистике, промышленности это удалось. Объём инвестиций в основной капитал обрабатывающих производств в январе–сентябре 2021 года приблизился к 70 млрд рублей. Для примера: за аналогичный период и в 2020–м, и в 2019–м этот показатель составлял около 40 млрд рублей. В отраслевом разрезе по итогам 9 месяцев 25,6 млрд инвестиций приходится на автопром. За ним следует фармацевтика (5,8 млрд) и пищевая и перерабатывающая промышленность (5,7 млрд рублей).
В 2021 году в Санкт–Петербурге открылись 14 производств с общим объёмом инвестиций более 20 млрд рублей. Крупнейшее из них — завод по выпуску двигателей "Хендэ Виа Рус", в который инвестор вложил более 16 млрд. В 2022 году планируется ввод в эксплуатацию как минимум восьми новых производств. В числе крупнейших по объёму инвестиций — АО "Фармасинтез–Норд", которое запустит линию по выпуску препаратов с объёмом инвестиций 4 млрд рублей.
Если посмотреть по отгрузке, какие отрасли промышленности стали крупнейшими?
— В денежном выражении — автопром. При общем объёме отгрузки обрабатывающих производств в январе–ноябре на 2,7 трлн рублей он занимает долю 17,5%. На втором месте пищевая и перерабатывающая промышленность (12,6%). На третьем — радиоэлектроника.
Можете ли дать прогноз по индексу промышленного производства по итогам 2021 года?
— По ощущениям, выйдем примерно на 107%. Декабрь характеризуется повышенными отгрузками, посмотрим.
Какие ставки делаете на 2022 год?
— На мой взгляд, за 2021 год мы сделали большой шаг вперёд: в рамках реализации промышленной политики запустили почти все инструменты и стимулы, которые планировали и обсуждали с промышленным сообществом. Благодаря этому промышленность нашего города смогла переломить тренд сокращения инвестиций.
Если описывать широкими мазками, есть план дальше сфокусироваться на трёх направлениях: рынок, кадровый потенциал и технологии. В отношении рынка — планируем стимулировать спрос на промышленную продукцию предприятий города, в том числе с помощью квотирования закупок. Кроме того, намерены вовлекать промышленные предприятия в инфраструктурные проекты, содействовать диверсификации. Но в структуре выручки предприятий ещё предстоит разобраться.
В чём сложность с выручкой у промышленников?
— Когда мы создавали промышленную политику, специфику всех отраслей я, хотя и сам промышленник, не знал. Сегодня есть работающие "стержневые", фундаментальные меры для всех. Но должны быть и специфические для каждой из отраслей, которые снимут существующую проблематику, облегчат их болевые точки. В прошлом году мы смогли вместе с промышленниками подобрать необходимый инструментарий, который стимулировал рост инвестиций, — разработали налоговые льготы (запустили механизм регионального инвестиционного проекта) и докапитализировали Фонд развития промышленности Санкт–Петербурга. Данные инструменты, судя и по востребованности в том числе, безусловно, приводят к положительным результатам. Возникает вопрос: что дальше?
Комитет должен занимать активную позицию в продвижении наших промышленных организаций в госзаказе, гособоронзаказе и на гражданском рынке. Для этого необходимо понимать, с чем конкретное предприятие на этих рынках работает, и максимально содействовать ему увеличить оборот. Улучшенные экономические показатели самого предприятия — это повышение выручки, что влечёт за собой рост инвестиций, заработной платы и так далее.
Возможно, имеет смысл работать в рамках проектного подхода, чтобы петербургские предприятия создавали конкретные продукты, востребованные на том или ином рынке. Но где–то может не хватать разработчиков, где–то — денег, поэтому от власти необходимы конкретные действия, помощь и в создании, и в продвижении. Оказывая поддержку в виде налоговых льгот или льготных займов, мы, к сожалению, находимся уже в середине производственной цепи и далеки от рынка. Хотелось бы эту цепочку замкнуть: рынок, деятельность предприятия, кадры, технологии. Тогда мы сможем поддержать промышленные предприятия более широким фронтом.
Какие планы насчёт кадров?
— Готовить их для расширения действующих и создания новых производств. К сожалению, с кадрами становится всё хуже: наблюдается дефицит. Причём не только в нашем городе, но и в стране, и во всём мире. Поэтому нам необходимо предпринять особенные усилия для того, чтобы обеспечить кадровым потенциалом тот инвестиционный цикл, на который предприятия сейчас выходят. Ведь модернизация влечёт за собой потребность или в других кадрах, или в более квалифицированных. Вместе с коллегами из других комитетов хотим создать некий набор гибких сервисов, который поможет быстро удовлетворить эту потребность. Подобного рода модель сейчас обсуждаем с ОСК, "Силовыми машинами" и Кировским заводом. Думаю, что уже в I квартале сможем представить необходимый инструментарий. И надеюсь, за год текущую ситуацию получится изменить.
Что касается технологий, главная задача — повысить уровень взаимодействия между разработчиками и предприятиями. Санкт–Петербург всегда был городом высокотехнологичной промышленности. Это значит не штамповка и бесконечные повторения. Это разработки на основе новых технологий. Технологии лежат в основе всех продуктов.
Для меня крайне важно показать предприятиям весь спектр технологических возможностей, которые можно выбрать в качестве базы для будущего продукта, более наукоёмкого. С другой стороны, разработчики зачастую замкнуты в себе, и им тоже необходимы ориентиры для направления своих ресурсов, своего потенциала.
Данный спектр станет основой технологической политики. Мы не планируем описывать те технологии, которые сейчас используют предприятия, скорее это будут новые ставки и опции, которые они смогут взять себе в арсенал при разработках. Вероятно, на первом этапе получится что–то похожее на атлас, который впоследствии перерастёт в технологическую политику. А главная её цель — повысить наукоёмкость, высокотехнологичность промышленности Санкт–Петербурга.
Наша промышленность, безусловно, выиграет, если будет использовать наработки, может быть, и всей страны для выпуска собственных изделий.
Вы упомянули о возможной помощи в получении заказов. Не секрет, что у ОСК часть петербургских верфей убыточна. Будете им помогать в получении новых заказов или у них достаточно своих ресурсов?
— Санкт–Петербург — уникальный мегаполис, в нём расположены штаб-квартиры сильнейших корпораций страны. Думаю, совместная работа города и крупнейших компаний должна быть ещё более продуктивной, мы должны регулярно сверять свои позиции.
В прошлом году губернатор подписал соглашение о взаимодействии между Петербургом и Объединённой судостроительной корпорацией. Оно носит совершенно сущностный характер. Перед его заключением была проведена отдельная стратегическая сессия по основным направлениям работы компании. Например, коллеги говорили, что не откажутся от помощи в продвижении на экспорт, потому что у города есть свои взаимоотношения с регионами и странами. Ровно то же можно сказать и о программе модернизации.
В работе госкорпораций, присутствующих в Санкт–Петербурге, есть и более сложные проекты, которые я пока не готов озвучить. Но могу сказать, что мы готовы делать серьёзные ставки, и в том числе под эти проекты будет докапитализирован Фонд развития промышленности Санкт–Петербурга.
Что касается автопрома, есть ли понимание, чем можно помочь автопроизводителям в 2022 году? Какие точечные меры им нужны? Может, открыть контрактное радиоэлектронное или полупроводниковое производство?
— В целом арсенал мер здесь понятен: в базе это налоговые меры поддержки, в том числе специальные инвестиционные контракты (СПИК), переговоры по поводу которых идут через Минпромторг.
Безусловно, мы должны идти по пути дальнейшей локализации, и потенциал здесь далеко не исчерпан. Работаем в данном направлении совместно с автопроизводителями и коллегами из Минпромторга. На некоторых предприятиях я проводил предметные совещания: показывал, как и чем город может помочь в локализации, какие условия мы можем создать предприятиям для развития производств, тем самым содействуя выполнению планов по локализации.
И ещё один важный аспект — это повышение глубины исследований и разработок. Я всегда говорю, что Санкт–Петербург — город науки, промышленности и образования. Поэтому мы обладаем здесь очень хорошим и большим ресурсом.
А в части радиоэлектроники, с определёнными оговорками, смысл обсуждать тоже есть. У нас мощный радиоэлектронный комплекс, многоспектральный. Например, в 2021 году открылось ещё одно производство контрактной электроники. И почему бы через размещение заказов у них — например печатных плат — не выпускать продукцию под собственные нужды? Это ведь тоже прямая локализация.
И что они ответили?
— Сложный вопрос. В основном ведь это переговоры между федеральными властями и автоконцернами. Я обязан показать, что мы можем сделать, какой возможен путь, что мы всегда на связи и готовы к сотрудничеству. Что–то получается, что–то — пока нет, но в любом случае это обсуждается. Безусловно, движение есть и по RnD, и по локализации. По радиоэлектронике пока нет, но я думаю, что время придёт.
Почему ещё с оговоркой: здесь вопрос, во–первых, в объёме и, как следствие, в цене. Во–вторых, в городе практически нет производителей электронных компонентов.
У автозаводов есть какие–то сложности с локализацией?
— Коллеги говорят, что разговор идёт о сроках: хотели бы иметь больше времени на запуск предприятий — производителей автокомпонентов. Но работа идёт, и мы стараемся помогать тем, кто готов к расширению заводов действующих поставщиков автокомпонентов в Санкт–Петербурге. Того, что есть сейчас, будет недостаточно на следующем этапе СПИКа. Но уверен, что у коллег есть план.
Готовятся ли новые СПИКи?
— Сейчас петербургскими предприятиями заключено шесть СПИКов на 55 млрд рублей. Это три предприятия автокластера (Hyundai, Toyota, Nissan) и три фармацевтических ("Биокад", "Активный компонент" и "Герофарм").
Также город поддержал реализацию двух проектов: ООО "АББ" и АО "НИИЭФА им Д. В. Ефремова". Заключение СПИКа с ООО "АББ" позволит расширить компетенции в судостроительной отрасли. Проект АО "НИИЭФА им Д. В. Ефремова" реализуется по инициативе и при поддержке ГК "Росатом". Целью является создание высокотехнологичного оборудования, которое позволит организовать выпуск радиофармацевтических лекарственных средств для лечения пациентов с онкологическими и сердечно–сосудистыми заболеваниями.
Мы ждём решения Минпромторга.
А по новому заводу Hyundai в Шушарах?
— 17 декабря на заседании межведомственной комиссии по специальным инвестиционным контрактам было одобрено внесение изменений в условия заключённого в 2018 году СПИКа между Минпромторгом, Санкт–Петербургом и ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус". Объём инвестиций в рамках реализации СПИКа будет увеличен на 36 млрд рублей.
На площадке в Шушарах, которую в 2020 году "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" купила у General Motors, планируется выпуск в рамках СПИКа Hyundai Tucson, Hyundai Palisade, Kia Sportage.
Планируется, что обновлённая производственная площадка "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус — 2" откроется в 2023 году.
Вы намерены постепенно переходить от компенсирующих мер к стимулирующим. Каковы их основные отличия?
— По сути, меры остаются теми же, меняется лишь их направленность. Поясню на примере субсидий на возмещение части затрат по лизингу. Мы стартовали с бюджета 200 млн рублей в год, и денег не хватало. В 2021 году выделили 300 млн, и очереди уже не было. Это компенсирующая мера: ведь независимо от того, есть она или нет, оборудование промышленники уже купили. На 2022 год закладываем на эти цели 400 млн рублей. Условное предприятие видит: деньги есть, очередей нет, значит, мне, с большой долей вероятности, компенсируют затраты.
Сегодня уже есть информация, что несколько крупных предприятий приняли решение в начале года заключить крупные лизинговые контракты — и судостроители, и энергомашиностроители. Таким образом, субсидии на лизинг становятся уже стимулирующей мерой.
Кроме того, мы увеличиваем капитализацию Фонда развития промышленности Санкт–Петербурга: по итогам 2021 года она составила 3,18 млрд рублей. В 2022 году на поддержку фондом проектов предусмотрен ещё 1 млрд рублей.
Как будет развиваться промышленность с территориальной точки зрения, в частности — особая экономическая зона (ОЭЗ) "Санкт–Петербург"?
— На площадке "Новоорловская" заканчивается инженерная подготовка присоединённого участка площадью 52 га и идёт строительство здания инновационного центра. Кроме того, для новых резидентов ОЭЗ мы ввели дополнительные налоговые льготы, существенно сократив региональную ставку налога на прибыль.
Когда планируется заключить первый офсетный контракт?
— Это конкурсная процедура, заключать контракт будет комитет по здравоохранению. У нас роль инициативная: собрали заинтересованные предприятия, в том числе несколько фармацевтических компаний. В настоящий момент требуют доработки методологические аспекты, например финансирование: часть средств идёт через федеральный бюджет, другая часть — через территориальный фонд ОМС, и лишь небольшая доля в закупке именно городская. Но решимость есть полная.
Кто ещё готов участвовать? "Биокад"?
— Пока не готов ответить. Но в любом случае это будет конкурс.
Расскажите об идее развивать в Санкт–Петербурге промышленный туризм.
— Хотим разработать до 10 маршрутов на наши предприятия и привозить на них около 3 тыс. туристов ежегодно. Как на Toyota в Японии, которой местные власти гордятся и продвигают различными инструментами, в том числе с помощью и промышленного туризма. Пока договариваемся с заводами "ОДК–Климов", "Бош", "Балтикой", Императорским фарфоровым заводом, часовым заводом "Ракета", "Русскими самоцветами".
Как оцениваете инвестиционный климат в промышленности города?
— Текущие меры поддержки, повторюсь, носят преимущественно компенсирующий характер. Ожидаю, что с нынешнего года мы перейдём к стимулирующим мерам, которые обеспечат рост показателей. Инвестиционный климат — это некая уверенность в том, что если ты проинвестируешь, то будешь защищён. Мы заложили деньги на 2022 год и понимаем, как поддержка города будет выглядеть дальше. Так мы подаём сигнал инвесторам о том, что действующие меры не одномоментны, они будут продолжены, причём с масштабированием привлечённых городом финансов. Надеюсь, нас услышат и инвестиции будут и дальше расти.