Любовь к витаминам: российский рынок БАДов вырос на треть

Автор фото: Яковлева Елена

Второй год пандемии вновь сыграл на руку производителям биологически активных добавок.

Согласно данным ROIF Expert, суммарный объём российского рынка биологически активных добавок (БАД) в 2021 году превысил показатель прошлого периода на 36%.

Всё для иммунитета

Основной фактор роста рынка биологически активных добавок — влияние пандемии. По данным исследования Ipsos, до 2020 года нутриенты принимали только 15% россиян. Однако в течение 2021 года этот показатель вырос более чем втрое. По подсчётам ВЦИОМ, в течение 2021–го более 52% россиян принимали витамины, минеральные вещества или аминокислоты.
"Доля БАДов в ассортименте аптек в динамике растёт. Это связано с тем, что люди стали понимать важность восполнения недостатка витаминов и микроэлементов при помощи этих продуктов", — комментирует директор отдела стратегических исследований маркетинговой компании DSM Group Юлия Нечаева.
В наибольшей степени в связи с пандемией выросла популярность моновитаминов, в составе которых находятся такие действующие вещества, как аскорбиновая кислота, колекальциферол, фолиевая кислота, пиридоксин и др.
Самую впечатляющую динамику в 2021 году показал витамин D3. Аналитики платформы автоматизации маркетинга Mindbox подсчитали, что продажи этих препаратов за год в денежном выражении выросли на 450%. Такой всплеск интереса к этому препарату Анатолий Скальный, доктор медицинских наук, профессор, заведующий лабораторией молекулярной диетологии Сеченовского университета, объясняет тем, что дополнительный приём витамина D3 для профилактики коронавирусной инфекции прописан в официальных рекомендациях Минздрава.
"В 2021 году на российском аптечном рынке появилось 57 новых компаний, выпускающих биодобавки с витамином D3, помимо этого на рынке есть множество комплексных добавок, в которые также входит этот витамин", — добавляют эксперты AlphaRM.
Спрос на пребиотики и пробиотики (препараты, содержащие полезные бактерии для микрофлоры кишечника) тоже не стоял на месте и в 2021–м увеличился в 2 раза. Аналитики Mindbox полагают, что интерес потребителей мог быть спровоцирован третьей волной коронавируса в виде дельта–штамма: по данным Профильной комиссии по терапии и общей врачебной практике Минздрава России, нарушение нормальной деятельности желудка было отмечено в 26–50,5% случаев заражения этим штаммом коронавирусной инфекции.
Следующую позицию в рейтинге занимает легкоусвояемый цитрат цинка, спрос на который вырос на 78%. Анатолий Скальный объясняет это прямым противовирусным действием цинка, который усиливает иммунитет, влияя на многие звенья иммунной системы.

Переориентировались

К числу ключевых факторов роста аптечного рынка БАД эксперты также относят перераспределение в другие каналы продаж — в нефармацевтическую розницу, а также в онлайн–торговлю. В частности, помимо непрофильных интернет–магазинов продажей биологически активных добавок занимаются такие крупнейшие маркетплейсы, как Ozon, iHerb, Wildberries и "Яндекс.Маркет".
Как рассказали эксперты DSM Group, в этом году нутриенты оказались в тройке лидеров аптечных товаров по заказу в интернете: их доля составила 11,9%.
По мнению Юлии Нечаевой, интернет и в дальнейшем будет играть существенную роль как канал продаж.
В связи с тем что биологически активные добавки относятся к безрецептурным препаратам, у них нет ограничений в доставке, поэтому многие фармацевтические интеграторы продолжат активно продвигать их.
Эксперт также отметила, что на увеличение доли БАДов на рынке повлиял и тот факт, что многие витаминные комплексы фармпроизводители перевели из разряда лекарственных препаратов в добавки к пище. В России это сделать достаточно просто, поскольку официальной классификации биодобавок в нашей стране до сих пор не существует, а основания для такого перевода достаточно веские.
"БАД — высокомаржинальный товар на фармацевтическом рынке, имеющий больше возможностей по продвижению по сравнению с лекарственными средствами. Реклама БАДов, с одной стороны, и ориентированность потребителей на здоровый образ жизни, с другой, рождают спрос. БАД выгодно производить и продавать", — поясняют в ФЦ Pharmznanie.
Переводить лекарственные препараты в биологически активные добавки производителям выгодно ещё и потому, что наценка на БАД не регулируется. Впрочем, как отмечает Юлия Нечаева, в последние 7 лет разница по отношению к себестоимости в сегменте нутриентов ежегодно снижается.
Так, согласно исследованию DSM, по сравнению с 2015 годом наценка на биологически активные добавки снизилась примерно на 10%.
"По итогам 9 месяцев 2021 года средняя наценка на БАДы в российских аптеках составила 32,6%, ниже наценка в аптечном ассортименте только у лекарств", — говорит Юлия Нечаева. Тем не менее стоимость биологически активных добавок в 2021 году продолжала расти и в среднем составила 249 рублей за упаковку.
"Почти все группы БАДов дорожают, — считает Юлия Нечаева. — Отрицательную динамику показали только добавки для похудения и для профилактики онкологических заболеваний".
Топ–3 лидеров ключевых производителей биодобавок возглавляет российский "Эвалар" с долей 16,5% в денежном выражении. Впрочем, и по проданным упаковкам "Эвалар" занимает первую строчку (доля 12,5%). Второе место в денежном выражении у американского фармацевтического концерна Solgar Vitamin and Herb (7,2%) и у российской PharmaMed (5,2%).
В то же время если говорить о лидерстве брендов, то в 2021 году на первое место вышла марка Solgar. Эксперты DSM объясняют это достаточно сильным "зонтичным" брендом компании.
"Эвалар" оказался на втором месте, так как торговые наименования у данного производителя достаточно разные, и, соответственно, бренд "размывается".
"Добавки с приставкой “Эвалар” в ассортименте есть, но их объём продаж меньше, чем у Solgar", — комментирует Юлия Нечаева.