Арктика за неделю: перевозки, самодвижущаяся платформа и детокс

Автор фото: Павел Волков
Автор фото: Павел Волков

СМП идёт в рост

Объёмы грузов, перевозимых по Северному морскому пути (СМП), продолжают уверенно расти. Как сообщает дирекция Севморпути государственной корпорации "Росатом", по итогам минувшего года грузопоток на СМП увеличился на 5,7% по сравнению с предыдущим годом, составив почти 35 млн тонн. Это на 2 млн тонн больше, чем в 2020 году, и на один миллион тонн — чем показатель, зафиксированный планами "Росатома" на 2021 год.
Опережающий рост перевозок наглядно свидетельствует о том, что целевой объём грузоперевозок на СМП — 80 млн тонн к 2024 году — вполне достижим. Необходимое увеличение грузопотока будет обеспечено как за счёт запуска новых добычных проектов в Заполярье, так и благодаря налаживанию круглогодичного транзита через Севморпуть, который соединит рынки Северной Европы и Юго-Восточной Азии.

"Арктика" пришла на Чукотку

Головной атомный ледокол проекта 22220 "Арктика" успешно провёл в порт Певек три теплохода, которые доставили грузы для компаний, реализующих инвестиционные проекты в регионе. К настоящему времени это самый дальний рейс нового российского атомохода.
Данное событие значимо по целому ряду причин. Прежде всего, необходимо напомнить, что "Арктика" лишь недавно покинула петербургский "Балтзавод", где прошла замену правого гребного электродвигателя. Соответственно, выполнение задач в восточном секторе Севморпути, имеющем заслуженную репутацию сложного для навигации, стало проверкой на прочность для всех систем и узлов ледокола.
В свою очередь, серия проводок, начатая "Арктикой", по сути является прелюдией к запуску круглогодичной навигации на СМП. Ведь именно ледоколам данной серии предстоит обеспечивать бесперебойную работу нашей полярной магистрали в недалеком будущем.

Заполярье как центр детокс-туризма

Арктический туризм "эпохи COVID-19" может предложить россиянам и зарубежным гостям целый ряд новых продуктов, считают специалисты Кольского научного центра (КНЦ) РАН. По их мнению, перспективными направлениями туризма в высоких широтах станут детокс-туры и цифровой туризм. Кроме того, распространение получит плоггинг — пришедший из Скандинавии вид активного отдыха, при котором пробежка трусцой на открытом воздухе сочетается с уборкой мусора. Такие выводы содержатся в недавнем исследовании, проведённом Институтом экономических проблем имени Г.П. Лузина КНЦ РАН.
Думается, эта позиция имеет под собой объективные основания. В свете новых потребительских привычек, формирующихся под воздействием нынешних санитарно-эпидемиологических реалий, турпоездки в малолюдные районы Заполярья приобретают ряд выигрышных черт. "Быть на природе, а не среди людей" — именно такая философия туристического отдыха может стать трендовой во время карантинного периода, сохранившись на годы и после его завершения.

Заказник, заповедник, национальный парк: новые ООПТ Якутии

Якутские власти сообщают: до 2024 года список особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Сахи пополнят федеральный заказник "Лаптевоморский", национальный парк "Момский" и заповедник "Большое Токко". Две из вновь создаваемых территорий находятся в Арктической зоне России.
Новые охраняемые территории будут созданы в рамках нацпроекта "Экология" и в соответствии со схемой размещения и развития ООПТ, утверждённой региональным правительством в 2020 году. Особая роль в ней отведена заполярной части республики, где обитают редкие виды животных и птиц.
В настоящее время в Якутии функционируют 235 ООПТ. Семь из них имеют статус охраняемых территорий федерального значения, 130 — регионального, 98 — муниципального.

"Северный полюс" выйдет в Арктику осенью

Продвигается работа над созданием ледостойкой самодвижущейся платформы (ЛСП) — научного судна, предназначенного для долгосрочных исследований высокоширотных участков Северного Ледовитого океана. В настоящее время ЛСП проходит швартовные испытания, а общая степень её готовности оценивается на 90%. Как заявляют в Арктическом и антарктическом НИИ (ААНИИ), которому и предстоит эксплуатировать платформу, ЛСП может быть введена в эксплуатацию 1 июля текущего года.
Если этот график будет выдержан, — а всё указывает именно на такой сценарий, — уже в сентябре–октябре, когда в Арктике наблюдаются наиболее подходящие для навигации ледовые условия, платформа отправится в свою первую экспедицию к полюсу. В Северном Ледовитом океане ЛСП вмёрзнет в лёд, что позволит учёным разбить вокруг неё лагерь и начать обширную двухлетнюю программу арктических исследований — океанографических, геологических, биологических, гидрохимических, геофизических.
Напомним, платформа для уникальных арктических исследований строится в Северной столице — на Адмиралтейских верфях. Начало экспедиций с её участием позволит ААНИИ вернуться к многолетней практике сбора научных данных непосредственно в высоких широтах, прерванной девять лет назад из-за рисков, связанных с таянием льдов и опасностью размещения полярников на дрейфующих льдинах.