Кассация поставила точку в 12–летнем конфликте акционеров Кировского завода

Автор фото: Михаил Тихонов
Автор фото: Михаил Тихонов
Арбитражный суд Северо–Западного округа оставил в силе решения двух нижестоящих инстанций, завершив почти 12–летний спор по иску миноритарных акционеров ПАО "Кировский завод".
Миноритарии, в числе которых Игорь Устинов, Ольга Родина и Максим Яковлев, владеют акциями ПАО с 1990–х годов через несколько своих компаний. В конфликт с менеджментом они вошли с того момента, как кресло генерального директора предприятия занял Георгий Семененко (№47 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2021). Ранее руководителем и совладельцем был отец Георгия — Пётр Семененко, погибший в 2005 году. Впоследствии миноритарные акционеры, владевшие совокупно блокирующим пакетом акций ПАО, подали многочисленные иски в суды, заявив о сомнительных сделках топ–менеджмента.
В рамках эпизода, ставшего поводом для данного дела, АО "Дорога" и АО "Регистроникс" потребовали признать недействительной продажу 66% уставного капитала ООО "Сигма–Инвест", единственным активом которой были 6,4% акций Кировского завода.
Вступив в наследство, в 2008 году семья Семененко продала эту долю "Сигмы–Инвест" по цепочке кипрской Fraxinius Holdings Limited и Baylight Holdings Limited (Британские Виргинские Острова), а также российскому ООО "Интеркон Профи". Далее пакет акций выкупила "дочка" Кировского завода — ООО "Путиловский литейный завод". По мнению миноритариев, стоимость этой последней сделки была завышена на 580 млн рублей: оплатили её из средств холдинга, а выгоду из ситуации извлёк, в частности, Георгий Семененко.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти в январе 2021 года отказал в удовлетворении иска. В частности, арбитраж отмечал, что спорными сделками акции Кировского завода, принадлежавшие "Сигме–Инвест", не вывелись из его владения, а наоборот, в конце концов были переданы в собственность дочернего предприятия. Это решение оставила в силе апелляция, а теперь и кассация. Фактически это завершает рассмотрение дела.
"Спор интересен многочисленными выводами судов относительно процессуальных аспектов, а также общих принципов гражданского права о мнимости и притворности сделок и сделках с заинтересованностью. Так, в деле возникла ситуация, когда три эксперта дали три различных заключения по одним и тем же вопросам, чего раньше в моей практике не встречалось ни разу", — говорит партнёр Grata International Михаил Герман. По его словам, представляет интерес и вывод судов о том, что взаимосвязанность ряда сделок не свидетельствует об их притворности.
С 2010 года в российские и иностранные суды было подано несколько десятков исков от недовольных миноритариев Кировского завода. Рассмотрение некоторых из них ещё продолжается. Однако до финала дошли не все истцы: в феврале 2019 года акционер Максим Яковлев и подконтрольное ему АО "Полиграфоформление" (в совокупности владеют 7% акций) подписали с Георгием Семененко мировую, заявив о завершении корпоративного конфликта. Свои мотивы Максим Яковлев публично не пояснял. Как предполагали юристы, опрошенные "ДП", этим соглашением Кировскому заводу удалось разбить совокупный пакет акций истцов: он перестал быть блокирующим.
А в 2020 году оставшиеся миноритарии (у них осталось 13,58% акций) отозвали иски, поданные в 2010 году в окружной суд Никосии на Кипре. Они пытались взыскать с нескольких членов совета директоров по $118 на акцию или обязать их возместить ущерб предприятию в объёме до 20 млрд рублей. По мнению истцов, Георгий Семененко под видом сделок по продаже пакетов акций "дочек" и "внучек" холдинга вывел 35% акций Кировского завода на баланс кипрских компаний, подконтрольных ему и его семье.