Всё по полочкам: рынок стеллажного оборудования переживает бум спроса

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Новые реалии и потребительские привычки стимулируют развитие онлайн-торговли, e-commerce в свою очередь формирует высокий спрос на складскую недвижимость — по крайней мере, эксперты называют цифру в 50% запросов именно от интернет-точек продаж. Понятно, что следующим звеном в цепочке становятся системы хранения для оснащения помещений.

По признанию игроков рынка стеллажного оборудования, в 2020–2021 годах увеличился не только объём заказов, но и "горящих" заявок — когда решение нужно "вчера". Однако не всегда речь про самый простой вариант. Скорее — оптимальный для конкретного помещения. И если в 2020-м хороший рост продемонстрировал сегмент паллетных систем хранения, то в 2021-м круг интересов клиента заметно расширился. К тому же, оборудование для хранения создаётся не только для складских площадей и производственных предприятий, но также учреждений культуры: музеев, архивов, библиотек. Поэтому уходящий год предложил немало ярких проектов, говорят участники рынка.
При этом, не все игроки брались за "быстрые" заказы, если они предполагали репутационные риски. Так, на российском заводе по производству стеллажей "КОНСТРАКТОР РУС" (подразделение Constructor) нашему изданию пояснили, что предприятие готово выполнять работу в сжатые сроки — но в рамках собственного регламента, когда обеспечена этапность проверки качества: от полученного сырья до готового изделия. Компания является частью международного холдинга — и здесь строго соблюдается соответствие продукции европейским нормам. Сегодня завод создаёт стеллажные системы хранения — от самых простых до автоматизированных и комплексных — для оптимизации различных операций на складах и в других помещениях соответствующего назначения.
По признанию генерального директора российского подразделения Constructor (ООО "КОНСТРАКТОР РУС") Алексея Борзенко, в том числе благодаря повышенному интересу e-commerce к индустриальной недвижимости, по итогам 2021 года завод, расположенный в Кировске, Ленинградской области, будет иметь исторически рекордные цифры по объёму выручки и по прибыльности. Это позволяет строить большие планы на следующий год. Они включают инвестиционный проект с новым оборудованием или с модернизацией существующего.
Собственно, в 2022 году предприятие отметит 13 лет с начала своей деятельности на территории региона. Проект был разработан финской компанией. До этого в нашей стране продавалась продукция из Финляндии под брендом Constructor — и она была хорошо известна в кругах стеллажных компаний. К 2008 году было принято решение об организации собственного производства в России, что было успешно реализовано к 2009 году. И с этого времени завод развивается — как показывают данные за 2021-й, вполне успешно.
Алексей Борзенко, генеральный директор российского подразделения Constructor (ООО «КОНСТРАКТОР РУС»)
Автор: Сергей Ермохин
"Мы стараемся идти навстречу различным веяниям рынка, — рассказывает Алексей Борзенко. — Сейчас очень бурно развивается интернет–торговля, многие крупные компании растут нереальными темпами, что сказывается на объёмах, в том числе продукции, которая необходима для покрытия их потребностей. На сегодняшний день порядка 60–70% оборота завода потребляется нашими внутренними клиентами. В рамках поставок внутри компании мы осуществляем отгрузку в том числе в Финляндию, снабжая финский рынок продукцией европейского качества по европейским нормам — с этого завода, в Кировске. Соответственно, вся продукция, которую мы производим и поставляем на внутренний рынок либо на рынки Белоруссии, Казахстана, Азербайджана — абсолютно вся идентична тому, что мы направляем в Финляндию. Применяемые нами стандарты на самом деле жёстче, чем требования российских ГОСТов, что создаёт в общем-то определённый прецедент, когда мы являемся по большому счёту единственным европейским производителем, имеющим собственное производство в России и при этом работающим полностью по европейским нормам".
Учитывая географию поставок — вопрос взаимодействия с клиентом играет особую роль. Так, в России многие заказчики завода на данный момент — это бизнес, работающий в центральной части страны. Поэтому основной офис продаж подразделения находится в Москве. Тем не менее, география ключевых проектов в 2021 году значительно расширилась: от Краснодарского края и Ростовской области до Новосибирска. Понятно, что данное направление предполагает отличные коммуникационные навыки сотрудников. Однако многие диалоги в своей сути являются "проектными продажами" — и специалист "на проводе" должен хорошо разбираться в нюансах, досконально знать оборудование. Особенно если речь про сложные комплексные решения. Поэтому руководство предприятия считает, что одной из причин успеха компании на внутреннем рынке является высокая квалификация сотрудников: как в отделе продаж, так и на производстве, и в логистике.
"У нас очень профессиональная команда продавцов, включая инженеров–конструкторов отдела продаж, — замечает на это Алексей Борзенко. — Мы, собственно говоря, уже имеем достаточно серьёзную развитую сеть дилеров, которые работают по определённым регионам, либо по всей России. Помимо стеллажного и паллетного оборудования, которое составляет основной объём нашей продукции, у нас есть очень большая группа товаров, которая связана со среднегрузовыми и архивными стеллажами. Буквально в этом году через одного из наших ключевых дилеров и партнёров реализованы продажа и очень серьёзный проект Государственного Архивного фонда РФ".
При этом, генеральному директору ООО "КОНСТРАКТОР РУС" сложно выделить наиболее запоминающиеся работы последних лет. Многие из них предполагали новый шаг в развитии самой компании. Например, для многолетних партнёров в очень сжатые сроки были поставлены крупные складские объекты. Иногда сама нестандартная разработка становилась маленькой победой. А случалось, что в одном проекте соединялось всё вместе: и масштаб, и инновации.
"Буквально сейчас мы заканчиваем монтаж и сдачу очень серьёзного объекта на производственных площадях крупной иностранной компании, занимающейся производством бытовой техники, где реализована очень интересная система "Шаттл" — это полуавтоматизированная система, которая является наследием прежней системы глубинных, или набивных, стеллажей и позволяет до 50% оптимизировать использование складских площадей, а также процессы — в сравнении с предшественницей, — делится Алексей Борзенко. — Собственно, можно сказать, что по разным критериям каждый из проектов запоминающийся".
На финальном этапе реализации проекта одной из ключевых является логистическая составляющая. Вариант отгрузки определяется в зависимости от местонахождения клиента, а также текущей ситуации. Зачастую используются контейнерные перевозки железнодорожным транспортом, гораздо реже — специальный транспорт, который необходим для доставки продукции. В вооружении и многолетний опыт финских партнёров, которые приобретают продукцию завода и реализуют её в Кувейте, Гонконге и других странах.
Также в зависимости от типа изделия определяется способ сборки. "Если это простейшее стеллажное оборудование, то, как правило, достаточно инструкции и удалённого шеф-монтажа, — уточняет собеседник "ДП". — Но бывают проекты, где требуется присутствие специалистов компании. Например, так называемая машина лифтового типа — у нас она продаётся под брендом Tornado, производится в Финляндии — зачастую, чтобы осуществлять шеф-монтаж, в разные страны выезжают финские инженеры, потому что изделие достаточно претенциозное. К сожалению, начиная с 2020 года, мировая ситуация с пандемией COVID–19 внесла коррективы и в эти процессы, тем не менее, компании удалось справиться и с этой глобальной проблемой".
Что же касается отечественных специалистов — то их, скорее, стараются не отпускать. Но не для работы над проектами, а из компании. Поскольку с талантами на рынке сегодня сложно. "Мы направляем максимум усилий для удержания квалифицированных сотрудников, — рассказывает генеральный директор ООО "КОНСТРАКТОР РУС". — Не без гордости могу сказать, что некоторые из операторов работают с момента основания завода, знают уже несколько производственных линий: у нас достаточно сложное производство — практически каждый профиль, который мы выпускаем, изготавливается отдельно на своей линии, соответственно, очень ценится многофункциональность операторов. Ну и с точки зрения вспомогательного, а также офисного персонала, руководящего состава — костяк команды сложился в 2018 году, и мы успешно продолжаем развиваться".
Есть на рынке и другие проблемы. Например, дефицит полупроводниковых элементов — они необходимы для электронных компонентов, используемых в части сложных стеллажных решений. Подорожание стали с лета 2020 года составило более 150%. А транспортные затраты на настоящий момент являются одним из ключевых факторов, внепланово влияющих на себестоимость продукции.
Но, тем не менее, эти трудности не омрачают оптимистичные планы: "Расти. Развиваться. Самое главное — всем быть здоровыми. И очень надеемся, что закончатся сложные времена, связанные с пандемией, отсутствием физических встреч, с нашими европейскими коллегами в том числе", — заключил Алексей Борзенко.