Расширяя диаметр: Петербургу нужно ускорить развитие дорожных мегапроектов

1 октября 2021 года Владимир Путин поручил правительству РФ выделить из федерального бюджета 6 млрд рублей на создание Широтной магистрали скоростного движения. Как ещё будет развиваться транспортная система Петербурга — в материале "ДП".

При этом на дорожном поприще Петербурга в 2021 году фигурировали в основном объекты Западного скоростного диаметра. Будь то давно запланированные развязки или его связь с ещё одной — будущей — платной дорогой, Широтной магистралью скоростного движения (ШМСД), главным проектом ближайших лет.

Связки–развязки

Запланированные объекты — это Шуваловская и Шкиперская развязки. Первую частично открыли в сентябре, перед выборами, а в полном объёме — под конец ноября. Подрядчик, ПО "Возрождение", уложился в срок, хотя из-за секвестра бюджета объект потерял существенную долю финансирования. Подсобил кредит, который город взял у Евразийского банка развития (ЕАБР). Этот же банк поможет в строительстве Шкиперской развязки на Васильевском острове, которую в 2021-м начал возводить "АБЗ-Дорстрой". Первый пусковой этап стоимостью 2,5 млрд рублей к концу 2022 года возведут именно на деньги ЕАБР. Дальнейшие работы ещё на 7,5 млрд рублей финансирует городской бюджет, правда, не без помощи инфраструктурных кредитов.
В марте началось строительство и первого этапа ШМСД — так называемой Витебской развязки, которая свяжет ЗСД с магистралью. Протяжённость у этой шестиполосной развязки, правда, будет 2,6 км (от Благодатной ул. до Витебского пр.), но называют объект именно развязкой ЗСД, и финансируется он по той же схеме, что и сам диаметр: городским, федеральным бюджетами, а также концессионером в лице "Магистрали Северной столицы" (контролируется ООО "Холдинг МСС", которое на 49 % принадлежит структурам банка ВТБ). К слову, в этом году должна завершиться сделка по покупке Суверенным фондом Катара Qatar Investment Authority (QIA) 24,99 % акций ООО "Холдинг МСС". Соответствующее соглашение было подписано в рамках ПМЭФ, как и соглашение по финансированию Витебской развязки.
Частный партнёр выделит 12,5 млрд рублей, федеральный бюджет — 10 млрд, оставшаяся сумма от общей стоимости 38,8 млрд рублей — на Смольном. Причём 10 млрд рублей из этих 16,3 млрд власти планируют взять у Федерации в виде инфраструктурного бюджетного кредита.
Генподрядчиком строительства выступает российско-турецкое ООО "ПУСК-ЛИМАК-Север". Компания на 49 % принадлежит ООО "Проектное управление строительными контрактами" (дочерняя компания "ВТБ Инфраструктурный холдинг"). Среди собственников также турецкая строительная компания "ЛИМАК Констракшн" (40 %), которая входит в группу компаний LIMAK, и ООО "Актив", за соучредителями которого маячит АО "Институт Стройпроект".
Работы ведутся на тех участках, которые город освобождает и передаёт генподрядчику. Больше всего таких было в районе Благодатной улицы рядом с ЗСД.
"Сейчас активная стройка идёт на участке примыкания к ЗСД. Здесь в процессе производства работ находится 21 опора из 36. Осуществляется поставка металлоконструкций 1-го и 4-го съездов развязки. Планируем приступить в декабре к укрупнительной сборке металлоконструкций, — рассказал “Итогам” генеральный директор ООО "ПУСК", председатель совета директоров "ПУСК-ЛИМАК-Север" Антон Новиков. — Ожидается, что финансовое закрытие состоится в следующем году. Подчеркну, что мы активно работаем в течение 2021-го на тех участках, которые переданы нам в работу. До конца года планируем достичь прогресса строительно-монтажных работ около миллиарда рублей".
Отметим, весной 2021 года после долгих дебатов было принято решение пойти на повторную экспертизу с проектом развязки — уже с двухъ­ярусной эстакадой над Московским проспектом. Поскольку при таком варианте можно вдвое сузить ширину проезжей части и сохранить все дома. Тогда как при одноярусной эстакаде (первоначальный вариант) нужно было бы сносить пять зданий, в том числе один цех завода "Электросила". В итоге Главгосэкспертиза согласовала двухъярусный вариант.
Не исключено, что структуры ВТБ займутся и строительством основного участка ШМСД (2–4-й этапы, до восточного участка КАД).
"Банк ВТБ, наверное, структурирует схему финансирования этого проекта, после чего город будет определяться: либо ВТБ как партнёр по ЗСД и Витебской развязке продолжит, либо привлечёт других финансовых и инвестиционных партнёров для реализации этого проекта. Сейчас говорить об этом преждевременно, но партнёрские отношения закреплены в соответствующем поручении президента", — рассказал вице-губернатор Петербурга Максим Соколов в рамках форума SmartTransport, отвечая на вопрос журналиста "ДП".
Завершить проектирование, пройти экспертизу, определиться с партнёром-концессионером, с объёмами бюджетного финансирования, федеральной поддержки по этому проекту и с возможностью использования, например, инвестиционного бюджетного кредита власти должны до 2024 года, реализовать весь проект ШМСД на территории Петербурга — в 2027 году.

Объектов нет

Смольный завершил в этом году строительство нескольких долгожданных дорожных объектов, в частности Лиговского путепровода и обхода Красного Села, однако среди новых строек, пожалуй, только вышеописанные развязки ЗСД.
Основная проблема отсутствия новых объектов, по мнению главы комитета по развитию транспортной инфраструктуры Андрея Левакина, связана с длительностью подготовки документации. "Проекты в разработке есть, но проекты планировки территории (ППТ) линейных объектов разрабатываются и утверждаются довольно долго", — говорил чиновник в интервью "ДП".
Чтобы ускорить проектирование дорог, Смольный будет разрабатывать ППТ для них самостоятельно. Для этого в ближайшее время на базе бывшего ГУП "Ленгипроинжпроект" должно быть создано специальное ГБУ.
По мнению директора ассоциации "Дормост" Кирилла Иванова, малое число новых объектов связано и со скачком цен на стройматериалы.
"Были объекты, которые вы­шли из экспертизы, но цены выросли, поэтому разыгрывать их по старым ценам не было смысла. Пошли пересчитываться, чтобы выйти с корректной ценой. Лучше дождаться адекватной цены, чем получить долгострой. Сколько уже по этим граблям ходили", — говорит Иванов.
Он также отмечает, что скачок цен серьёзно повлиял на сроки выполнения работ в этом году.
"Реализация постановления правительства РФ, которое позволяет компенсировать эти скачки, в Петербурге, во–первых, здорово запаздывает, во-вторых, документ, который выпущен, по итогу не позволяет получить за сданные работы оплату с учётом корректировки цены. Поэтому, с одной стороны, сделано много, но исполнение по бумагам в низкой степени: подрядчики не спешат сдавать объёмы, потому что если их примут без учёта постановления, то они окажутся в убытках", — говорит эксперт.
По подсчётам КРТИ, дорожные контракты суммарно подорожали на 4,5 млрд рублей из-за роста стоимости стройматериалов. Чтобы подтвердить этот рост, необходимо будет повторно пройти экспертизу, связанную с изменением цены, а также найти деньги в бюджете Петербурга.