Локдаун помощи: петербургскую медицину продолжает лихорадить

Медицина Петербурга в 2021 году училась на своих ошибках из ковидного 2020-го. В этом году по крайней мере обошлось без фото безумных очередей из машин скорой помощи и коридоров больниц, забитых койками с пациентами.

Дальше — лучше

Главный врач клиники "Евромед" и основатель сети медицинских центров "Полис" Александр Абдин рассказывает, что этот год прошёл существенно лучше прошлого. Во-первых, в больницах научились чётко зонировать чистые от ковида и "красные" зоны. Во--вторых, решились проблемы поставок СИЗ для врачей. В-третьих, были разработаны чёткие протоколы лечения коронавируса и частично решена проблема с лекарственным обеспечением ковидных пациентов.
Научный руководитель сети клиник иммунореабилитации и превентивной медицины Grand Clinic Ольга Шуппо также говорит, что потребности пациентов в этом году в целом были удовлетворены: "Медицинская помощь предоставлялась, хотя загруженность врачей и медучреждений до сих пор остаётся повышенной. Но в 2021-м был получен достаточный опыт, и режим работы стал приближаться к обычному", — подчёркивает она.
Во Всероссийском союзе пациентов отмечают, что система здравоохранения работает на пределе возможностей. Сопредседатель союза Юрий Жулёв считает, что усилия государства по повышению доступности медицины очевидны, однако сохраняются трудности с оказанием плановой помощи и с поддержкой пациентов, страдающих хроническими заболеваниями.

И вечная лихорадка

В городе главные проблемы в первую очередь связаны с плановой медицинской помощью, которая в 2020 году фактически пережила локдаун. "Конечно, в этом году её возможности были шире, но их всё равно недостаточно. Доходило до того, что у некоторых пациентов просто не было возможности получить помощь. Это не говоря уже об амбулаторном звене", — рассказывает Александр Абдин.
Не получают пациенты и должного лекарственного обеспечения. "Лихорадит цены, в том числе на международном рынке. Есть потребность в препаратах для лечения высокозатратных нозологий, сердечно-сосудистых заболеваний, гепатита С, а также для проведения иммунопрофилактики", — говорит Юрий Жулёв.
Директор по медицине "СМ-Клиники" в Петербурге Сергей Пониделко называет среди основных проблем кадровый дефицит и рост цен: медоборудование и расходные материалы значительно подорожали с начала пандемии, и цены продолжают расти. "При этом экономить на сотрудниках мы не можем. Зарплаты в медицине растут, и в этом вопросе нам важно идти в ногу со временем. В целом рентабельность медуслуг снижается, и компенсировать эти потери в условиях, когда доходы населения не растут, не всегда бывает просто", — заключает он.
Лечить пациентов с коронавирусом могут только медицинские учреждения, которые работают в системе ОМС, поэтому частные клиники перепрофилировались на постковидных пациентов. В "СМ-Клинике" говорят, что к ним часто обращаются с постковидным синдромом.
"Пациенты жалуются на повышенную утомляемость, проблемы со сном, концентрацией, психосоматические расстройства. У многих обостряются болезни сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, неврологические заболевания. Увы, последствия коронавируса для организма человека пока недостаточно изучены и систематизированы. Хотя нередко они представляют не меньшую опасность, чем само заболевание", — комментирует Сергей Пониделко.

Бес прививок

При этом вакцинацию от ковида, которой Смольный занимался весь уходящий год, к его концу почти удалось довести до логического конца.
По состоянию на середину декабря полностью завершили прививочную кампанию 2,5 млн петербуржцев (первично были привиты 2.2 млн горожан). Для достижения 80 % планки коллективного иммунитета оставалось привить чуть больше 100 тысяч человек.