Уникальная локация как фактор успеха отеля с 50-летней историей

Автор фото: Михаил Тихонов
Автор фото: Михаил Тихонов

Сегодня часть локации Выборгского района, правый берег Невы, развивается как общественно-деловая зона. Здесь проводятся бизнес-мероприятия, появляется соответствующая инфраструктура — популярность локации у целевой аудитории растёт. Однако в локации есть объекты, которые неизменно пользуются спросом у делового сообщества уже многие десятилетия. Среди них особо выделяется Отель "Санкт-Петербург". Расположение здания предлагает постояльцам прекрасные виды на город — которые, по сути, являются одной из визитных карточек гостиницы.

Насладится чарующими картинами из номеров или с крыши сюда приезжают уже 50 лет. Именно 1971-й считается официальным годом открытия гостиницы "Ленинград" — своё наименование она сменит спустя ровно 20 лет, одновременно с городом. На самом деле здание было построено в 1970-м, но работа была запущена в тестовом режиме. Как начиналась и развивалась история Отеля "Санкт-Петербург", рассказывает его генеральный директор Андрей Петелин:
"Отель строился "Интуристом" для приёма иностранных гостей в Советском Союзе — в основном, в отель приезжали представители западных стран. На тот период это действительно был один из самых современных, самых больших отелей в городе, ориентированных на то, чтобы показать достижения страны и произвести впечатление на зарубежных туристов, которые приезжают в Санкт-Петербург.
Андрей Петелин, генеральный директор Отеля «Санкт-Петербург»
Автор: Лидия Верещагина
В этом, конечно, очень большая заслуга руководства города и архитекторов: они выбрали локацию на берегу Невы, в широкой части — и вид из окон отеля даёт возможность увидеть большинство достопримечательностей Северной столицы. Панорама открывает вид как на природную красоту, так и на исторические здания, на центр города. И, конечно, сильным впечатлением были именно эти "постерные открытки".
Гостиница была местом проведения большого количества знаковых мероприятий. В советское время проводились и международные форумы с участием первых лиц государств, и спортивные соревнования. Такое историческое событие, как матч-реванш за звание чемпиона мира по шахматам между Каспаровым и Карповым в 1986 году проводился в концертном зале гостиницы "Ленинград". Практически все отечественные звёзды эстрады, кино и театра выступали на наших площадках. Очень много известных артистов заселяется именно в наш отель, потому что из окон открывается уникальная панорама".
Знаменитости приезжают сюда не только погостить. Но и по работе. Отель "Санкт-Петербург" одно из немногих мест в Северной столице, где в части здания полностью сохранён интерьер с 1970-х годов. Именно поэтому, если для фильма или программы требуются декорации, воссоздающие "дух эпохи", съёмочные группы приезжают в гостиницу. В этой же зоне отеля стены украшены гобеленами, которые в первые годы его работы висели в ресторане, расположенном на верхнем этаже. Однако данные "детали" — не единственная связь с прошлым.
"Исторически гостиница "Ленинград" предполагала несколько очередей. Первая — непосредственно здание гостиницы, вторая — строение, которое было возведено позже, и сегодня известно как бизнес-центр "Петровский Форт", — рассказывает Андрей Петелин. — До приватизации "Интурист" не успел закончить вторую очередь отеля, а новые собственники предпочли реализовать инвестиционный проект.
В этом году мы восстановили историческую справедливость: организовали внутренние проходы между строениями. Получился единый многофункциональный комплекс. Все возможности, которые предоставляют гостиница и бизнес-центр, теперь доступны клиентам как одного, так и другого бизнеса".
Выборгская сторона, с её богатой историей, имеет множество примеров "эксклюзива": здесь расположено несколько старейших учебных заведений, красивейшие храмы, множество памятников архитектуры, знаковых мест, с которыми связаны важные события прошлого. Район был излюбленным местом учёных и творческих людей, именитых деятелей. Считается, что исторически здесь "началась" отечественная медицина: по указу Петра I был построен Адмиралтейский госпиталь. А в 1927 году открыт первый в Советском союзе Дом культуры. И такие исторические отсылки находят своё продолжение в современной деятельности отеля.
"Рядом с Отелем "Санкт-Петербург" находится Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова — и у нас всегда были очень хорошие отношения. Поэтому много мероприятий именно медицинской направленности проходит на наших площадях. Поскольку мы относимся к категории именно крупных гостиниц: у нас предусмотрена инфраструктура для проведения деловых мероприятий разного масштаба и тематики. Это и конференц- и концертные залы. Мало гостиниц, у которых есть такие возможности — они идеально подходят для удовлетворения запросов, связанных с деловым туризмом.
Мы на протяжении последних 5 лет совместно с нашими партнёрами развиваем медицинское направление и в самом отеле: в здании отеля функционируют три клиники под брендом "Галактика" (косметология, пластическая хирургия и стоматология). И здесь есть некая синергия, связанная с тем, что иногородние гости могут не только приехать посмотреть город, но и получить высококлассную медицинскую помощь. Клиники востребованы — с момента запуска мы видим постоянный поток клиентов, которые обращаются за услугами".
Синергия стала основополагающей оставляющей уже в новой истории отеля. Она началась после масштабной реновации — которая стала отдельной вехой. Однако ей предшествовали 1990-е — период, когда в Петербурге реализовывалось мало крупных девелоперских проектов.
"В эпоху перестройки всем было непросто, и туристическому бизнесу тоже. Отель запомнился тем, что здесь были самые разные процессы. Шла борьба за объект, когда он приватизировался, — вспоминает Андрей Петелин. — Но после перестройки всё-таки собственники, которые стали владельцами гостиницы, смогли консолидировать акционерный капитал в одних руках, что создало предпосылки для реновации гостиницы. И фактически десять лет назад соответствующие процессы были запущены.
Начинались они со стадии осознания новой концепции отеля — уже в современной экономике; создания проектных решений, к которым были привлечены в том числе иностранные дизайнеры — мы сотрудничали со шведским бюро. Потом был непростой, но достаточно интересный период, когда поэтапно мы зона за зоной реновировали отель, делая из него современное средство размещения, которое соответствует и стандартам четырёхзвёздочных гостиниц, имеет необходимую функциональность и интерьерные решения, соответствующие текущему моменту.
Процесс завершился практически полностью в 2019 году. Мы отремонтировали весь номерной фонд; построили 2 новых ресторана; переделали полностью конференц-зону — обновили все залы, сделали их трансформируемыми — теперь есть возможность менять их площадь; оборудовали залы средствами электронных коммуникаций, что позволяет сейчас проводить мероприятия офлайн, онлайн или в гибридном формате, проводить видеоконференции — транслировать выступления лекторов.
И когда ещё десять лет назад думали о концепции, мы хотели — поскольку здание большое: одно из самых крупных в Санкт-Петербурге строений отельного значения — чтобы различные сервисы, которые присутствуют в этом здании, имели синергию. Поэтому арендаторы подбирались в том числе с позиции, что бизнес, который они реализуют на наших площадях, должен иметь синергию с другим видом деятельности, представленным на территории, и нашей основной гостиничной функцией.
ресторан La Vue
Поясню. Сегодня помимо самой гостиницы у нас есть несколько ресторанов разной направленности, в том числе на крыше располагается ресторан La Vue, с авторской гастрономической кухней премиального уровня, с одним из лучших панорамных видов в городе. Кроме этого, две концертные площадки разного формата: одна отражает классический подход с театральной рассадкой — зал "Чаплин Hall", вторая представляет собой уже современное концертное пространство, с соответствующим оборудованием, большой сценой, с барами и зонами отдыха — зал "Аврора". И здесь есть увязка: артисты живут в гостинице, гости, которые приходят на концерт, могут после или до концертов посетить наши рестораны. То есть мы пытаемся эту синергию проводить со всеми видами бизнеса, который есть на нашей площадке.
Концертный зал "Чаплин Hall"
Автор: Лидия Верещагина
Если говорить про наши достижения, мы гордимся тем сервисом, который мы в последнее время предоставляем. После реновации был создан качественно новый продукт. И он был оценён и хорошо воспринят с позиции туристического рынка. В принципе, все наши продажи в последние годы зачастую опережают наши ожидания — за что мы очень благодарны нашим гостям и партнёрам. С их стороны мы видим позитивную обратную связь по тем изменениям, которые произошли в гостинице".
Реновация позволила "усилить" возможности использования пространств, эксклюзивные характеристики которых обеспечили сама конструкция здания и локация. Так, и раньше на крыше отеля был ресторан — он назывался "Петровский" — но по площади он был меньше La Vue, и не было зоны с витражным остеклением. И, кстати, саму идею решено "тиражировать". Впрочем, планов, нацеленных на будущее — в том числе, на развитие самого Выборгского района, у команды отеля много.
"Мы очень ждём открытия границ, чтобы больше приезжало иностранных гостей, — делится планами Андрей Петелин. — В этом году, несмотря на пандемию, в отеле "Санкт-Петербург" запущен SPA-комплекс — достаточно дорогостоящий проект, который мы давно собирались предложить нашим гостям. Он включает SPA-зону банного комплекса с несколькими видами парилок, а также бассейн — что уникально для центра города, потому что зачастую в существующее здание, конечно, очень сложно встроить чашу бассейна; ну и, конечно, целый набор дополнительных услуг.
Мы планируем благоустроить территорию перед отелем: сделаем её неким знаковым местом для города. Хотим открыть ещё одну панорамную точку питания на территории отеля — на крыше концертного зала "Аврора". Он рассматривается пока как сезонный проект.
Если говорить опять же про историческую связь, то во многом мы стремимся сохранить тот дух, который был заложен в момент создания отеля. Это выражается в преемственности многих процессов, с уважением относимся к сотрудникам, которые работают многие годы — некоторые практически с момента основания. Многие элементы интерьера, несмотря на то, что проведена реновация, мы сохранили — и даже думаем о музее, который создадим.
Отельный бизнес относится к более традиционным, консервативным сферам, где какие-то изменения не столь ярко выражены. Тем не менее, отель "Санкт-Петербург" меняется — интегрируются инновационные технологии, внедряется максимально современный сервис, формируется бесшовное обслуживание. Наша цель, чтобы в отеле одинаково комфортно было гостям из любого уголка страны и мира. Пусть это звучит амбициозно, но 50 лет работы доказали, что "Санкт-Петербург" готов стать лучшим отелем в городе — и мы к этому стремимся".