Не болтай: велосипедисты и пешеходы с телефонами оказались в зоне риска

Автор фото: Михаил Тихонов

Количество гаджетов и средств индивидуального передвижения с каждым годом растёт, а грамотность населения и понимание, где и в каких случаях нужно быть особенно внимательными, используя свою технику, не увеличивается. Вместе с автором проекта "20 идей по развитию России" Дмитрием Давыдовым "ДП" решил разобраться, как увеличить ответственность пешеходов и других участников дорожного движения при пересечении улиц.

Несмотря на принимаемые властями меры по предотвращению ДТП на дорогах, статистика остаётся неумолима. Так, по данным ГИБДД, в Петербурге за прошлый год произошло 4366 происшествий, а за первые 10 месяцев 2021 года немногим меньше — 4189. Сюда же входят и инциденты с пешеходами, велосипедистами, любителями самокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ). Намного хуже ситуация в стране в целом: в первые 10 месяцев 2021 года было совершено 27 995 ДТП — и это только те, что связаны с наездами на пешеходов. В результате 26 169 человек получили травмы и 2886 скончались.
Это обусловлено рядом причин, главными среди которых далеко не всегда становятся лихачество и опасное поведение автомобилистов за рулём. Очень часто пешеходы расплачиваются за свои невнимательность, спешку и грубое нарушение правил дорожного движения. Особенно дети, которые, как известно, копируют поведение взрослых. Значительно усложнили ситуацию в последние годы всевозможные гаджеты, которые всецело захватили сознание потребителей: планшеты, наушники, портативные колонки, но в первую очередь — мобильные телефоны. Использование их во время передвижения по проезжей части способствует созданию аварийных ситуаций.
"Исследование китайских учёных в 2019 году показало, что 61% пешеходов со смартфонами не смотрят по сторонам прежде, чем начать движение, в то время как среди передвигающихся без телефона этот показатель составляет 31%. К тому же каждый пятый человек с гаджетом начинает переход с опозданием и, как следствие, в большинстве случаев не успевает завершить его вовремя", — привёл пример Дмитрий Давыдов.
Возможно, поэтому в том же году в китайском городе Цзясин разговоры по мобильному при переходе дороге были приравнены к играм и шалостям, а сумма штрафа за это была установлена в размере 50 юаней (580 рублей). Ещё строже наказание за аналогичное правонарушение в Литве — любителям поболтать во время пересечения перекрёстка придётся отдать от 20 до 40 евро (1700-3400 рублей). Гораздо серьёзнее, как рассказал Дмитрий Давыдов, в Европе и на Ближнем Востоке оценивается общение по мобильным устройствам во время езды на велосипеде: в Германии штраф за подобную провинность составляет 55 евро (4600 рублей), в Дании 1000 крон (11 200 рублей), а в Израиле — аж 1000 шекелей (23 300 рублей). И это неудивительно. Ведь скорость велосипедиста почти в 2 раза больше средней скорости пешехода (3-4 км/ч), а значит, и последствия при столкновении могут быть куда более серьёзными.
"В целях повышения безопасности на дорогах мы предлагаем в России также установить штраф за пользование мобильными электронными устройствами для пешеходов при пересечении проезжей части, а также для велосипедистов и пользователей других СИМ. Таким образом, позиция закона будет противодействовать формированию опасной привычки, особенно среди молодого поколения. Не желая получать штрафы, люди будут меньше отвлекаться на разговоры, текстовые сообщения, социальные сети, видеоролики и прочие занятия во время нахождения на участках повышенной опасности. Они станут быстрее переходить дорогу, что также благоприятно скажется на трафике, особенно в часы пик", — пояснил Дмитрий Давыдов.
При этом эксперт добавил, что штрафы, взимаемые с нарушителей, можно направить на обустройство современных пешеходных переходов и развитие инфраструктуры для перемещения на СИМ в городах.
Таким образом, при должной поддержке со стороны правительства все эти инициативы будут способствовать не только повышению уровня безопасности на дорогах, но и улучшению качества жизни горожан, формированию благоприятного психологического климата в стране в целом и, главное, — увеличению продолжительности жизни населения. А ведь, по словам президента России Владимира Путина, это одна из приоритетных задач нашего государства.