"Детский сад" — это другой бизнес: Зачем компаниям возиться с сиротами?

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров
Компаниям, по сути, должно быть всё равно, кого брать в штат — обычного человека, сына директора, инвалида или сироту — лишь бы работал и приносил доход. Но "социальная ответственность", "миссия", "благотворительность" и вот уже компания вписывается в проект по трудоустройству представителей социально уязвимых групп. Спросили у представителей компаний — зачем им это.

"Стажировка — всегда дополнительные затраты"

Ежегодно из сиротских учреждений Петербурга выпускается порядка 600 молодых людей — 70% из них не имеют родителей (мам и пап нет или они лишены родительских прав). Большинство из них попадает в средние специальные учебные заведения и спустя четыре года "выходят" на рынок труда. Точнее, должны выходить. Но большинство ещё минимум год живёт за счёт социальной выплаты по безработице, которая сейчас составляет порядка 60 тыс. рублей. Захочет ли после этого кто-то идти и зарабатывать?
Несколько лет назад в Петербурге детский омбудсмен и инициативные активисты предлагали властям отменить хотя бы выплату по безработице и отдавать эти деньги предприятиям, которые готовы взять к себе выпускников детдомов и интернатов. Компании могли бы потратить эти средства на выплату зарплаты новому сотруднику, а также забрать часть себе за работу с таким молодым человеком — выделение ему сопровождающего на первое время, возможно, оплату дополнительного образования. Но идея так и осталась идеей. А компании так и остались с благими намерениями и реальными трудностями.
"В 2018 году именно я инициировала проект стажировок на предприятии, — рассказала на прошедшем недавно круглом столе по проблемам поддержки семейных форм устройства и социальной адаптации сирот экс-HR-директор P&G/Gillette в Петербурге Наталия Белянинова. — Это не так просто организовать стажировку, чтобы на заводе эту идею вообще приняли. Любая коммерческая организация работает в системе ограниченных ресурсов, бюджета, дедлайнов. А стажировка — это всегда дополнительные затраты".
Наталия привела два примера. Первым на стажировку на завод попал молодой человек Илья. Он только что закончил колледж, был открытый, позитивный. В основном он работал с компьютером. И хотя приставленному к юноше специалисту пришлось много чего объяснять Илье, стажировка прошла успешно. Другой парень — Николай — попал на завод, когда ему было уже 25 — за плечами высшее образование, опыт подработок. Его "наставник" хоть и следил за тем, что делает подопечный, но более формально. И довольно скоро Николай перестал приходить на работу, а потом и вовсе уехал в другой город к друзьям, которые предложили ему "выгодное дело".
"Результат разный, но я всё равно считаю, что такие стажировки — это очень важно и полезно, их нужно проводить на всех предприятиях, это должно быть частью социальной ответственности, которая всегда включена в миссии крупных, хорошо развитых организаций, — говорит Наталия Белянинова. — Но для того, чтобы стажировки были успешны — организация должна быть к этому готова. Мы до приёма на стажировку организовали экскурсии ребят на завод. Их проводили сами рабочие. И в этот момент не только дети знакомились с предприятием, но и сами сотрудники начинали испытывать гордость за то, чем занимаются, где работают. А дальше каждый проект для стажёра должен быть продуман, это нельзя рассматривать как стандартную вакансию".

"Как там Артурчик?"

"С точки зрения чистого бизнеса компаниям абсолютно всё равно кого принимать на работу. Но когда мы говорим о таких проектах, мы не измеряем их чисто в деньгах. Да, мы считаем деньги, мы не пойдём в абсолютно убыточные проекты. Но когда на чаше весов два человека — обычный и тот, которому нужна поддержка, то желание помочь добавляется на ту самую чашу, где человек, которому нужна поддержка. Это то, что отличает социально-ответственный бизнес от просто бизнеса", — объясняет руководитель департамента корпоративных коммуникаций БСХ Россия Антон Рассадин. Компания поддерживает "Детские дома S.O.S.", в которых оставшиеся без родителей дети и подростки воспитываются в семьях, а "профессиональные" мамы и папы получают за это зарплаты.
Помимо материальной поддержки от БСХ сотрудники предприятия регулярно навещают деревню S.O.S. под Пушкином.
"Так выстраивается эмоциональная связь — наши сотрудники к ним съездили, поубирали листики, порубили кустики на субботнике вместе с детьми, а потом ко мне подходят и спрашивают: "Как там Артурчик?" А лет через пять, если этот Артурчик к нам придёт работать, его половина менеджмента уже знает и он сам понимает, куда идёт", — говорит Антон Рассадин.
Именно длительные отношения с детьми и подростками, "подхватывание" их не на выходе из колледжа или вуза, а ещё в школьные годы, позволяет "вырастить" готового к обычной работе в обычном коллективе, где нет воспитателей, нянечек, "мам" и тьюторов до пенсии.
"У бизнеса свои задачи, а разводить "детский сад" — это уже другой бизнес", — говорит гендиректор компании "Финпак" Екатерина Халонен.
У неё опыт устройства выпускника детдома на работу был, скорее, негативный и резко оборвавшийся. Минувшей осенью молодого человека приняли на склад. Сам он называл себя "разнорабочим", но фактически это была должность, требовавшая высокой квалификации — необходимо было вести учёт товара, знать номенклатуру, следить за тем, что поступает на склад, а что уходит. Парень проработал две недели, опаздывал, "косячил", хотя каждый раз и объяснялся. А в итоге его забрали в армию, хотя, вроде бы, и не должны были, но кто проверит…
"Основная проблема с этими детьми в том, что они не приспособлены к жизни. Они считают, что им все должны. Это результат того, что вся государственная система, которая должна о них заботиться, вместо этого просто от них откупается. И в конечном счёте они бесполезны для общества и сами же от этого страдают. Сломать это очень сложно, — считает Екатерина. — Я была готова попробовать. Потому что, если совсем ничего не делать и не ошибаться, это совсем грустно".

Осознанное профессиональное самоопределение

Поддержать воспитанников сиротских учреждений, помочь им стать самостоятельными и ответственными, а ещё определиться с профессией и получать образование именно по той, которая интересна, призван проект фонда "Подари мне крылья".
"Проект "Эстафета профессионалов" направлен на создание условий осознанного профессионального самоопределения подростков", — рассказывает директор фонда Татьяна Рубинштейн.
При поддержке бизнеса авторы проекта хотят помочь выпускникам детдомов устроиться во взрослой жизни, где никто не планирует водить их за руку и дарить подарки. Профессиональные тьюторы готовы взять подростков ещё в восьмом классе — за год до окончания средней школы, чтобы помочь ему определиться, какое образование ему нужно, чтобы объяснить самые простые вещи, которые обычные дети усваивают, просто наблюдая за родителями: на работу надо ходить каждый день, не опаздывать, идти на уступки, вовремя подавать заявления и получать справки, и т.п. (оправдываться и пользоваться своими правами дети из детдомов обычно умеют сами).
Как бизнес может поддержать проект:
— оплатить работу тьютора, репетитора;
— поддержать профориентацию, рассказать о современных профессиях;
— обеспечить подросткам стажировку на предприятии;
Справка
Петербургский фонд " Подари мне крылья " с 2017 года помогает подросткам из детских домов, воспитанникам приютов и детям с ограниченными возможностями адаптироваться к реальной жизни через программы социализации и профориентации. За прошедшее время помощь была оказана уже 175 детям и подросткам.