Шум под сценой: министр культуры проверила ремонт в БДТ

Автор фото: Стас Левшин
В Большом драматическом театре (БДТ) отчитались о завершении ещё одного этапа ремонтных работ в здании, где находится историческая сцена театра. Заказчиком работ выступало министерство культуры РФ. В пятницу, 10 декабря, ознакомиться с результатом приехала лично глава ведомства Ольга Любимова.
Спустя много лет БДТ приходится исправлять ошибки скандальной реконструкции, которая происходила в здании на Фонтанке в 2011-2014 годах. Прежний подрядчик "Балтстрой", как ранее писал "ДП", допустил несколько ошибок, проведя работы по углублению подвальных помещений, в результате чего были допущены дефекты в устройстве железобетонных конструкций и в гидроизоляции. Поэтому в помещениях была сырость и протечки. Сейчас компанию уже признали банкротом. Сегодня ремонтные работы и в подвале, и на кровле театра ведёт АО "Ренессанс-Реставрация". Каждый этап контролируется Минкультом, представитель которого находится непосредственно в театре.
Директор БДТ Татьяна Архипова совместно с руководителем проектов АО "Ренессанс-Реставрация" Дмитрием Качурой показали, что именно пришлось исправлять строителям. В подвале, где была нарушена гидроизоляция здания, находятся самые важные коммуникации театра. Под самой сценой, куда спустились журналисты, расположено всё оборудование. Подвальные помещения с самого окончания реконструкции в 2014 году периодически подтапливались, на стенах образовалась плесень. Сейчас все работы в подвале окончены, гидроизоляция сделана, а от прошлых ошибок не осталось и следа.
О том, в каком состоянии находилось здание, говорят фотографии и видео, которые Дмитрий Качура показал журналистам. В частности, на одном из роликов видно, насколько сильно текла вода при испытаниях во время начала ремонта в 2019 году. С января 2020-го по март 2021 года был проведён ремонт, который можно было выполнить при функционировании театра. Но, чтобы завершить гидроизоляцию, необходимо было закрыть историческое здание на полгода. С апреля по ноябрь 2021 года труппа играла постановки на других театральных сценах города и была на гастролях в Москве. Однако многие постановки из-за сложного технического оснащения сцены возможно показать только здесь, в театре на Фонтанке. Например, "Три толстяка. Эпизод 1. Восстание" играется сегодня на исторической сцене спустя полгода после последнего показа.
"Выполнение работ осложнялось тем, что здесь находится дорогостоящее технологическое оборудование. Его пришлось демонтировать и выполнить работы по гидроизоляции, так как был большой водоприток. Мы 3 месяца испытывали материалы не одного поставщика, а нескольких, пока не подобрали нужный. Мы даём гарантию на эти работы на 5 лет, но наша организация обещает сопровождать театр пожизненно", — отмечает Дмитрий Качура.
Татьяна Архипова добавляет, что осталось провести работы на кровле. Основная задача — совместить их с жизнью театра. "Мы должны репетировать и показывать спектакли, а строители, чтобы уложиться в сроки, должны работать не покладая рук. Это основная задача, и нужно сделать это качественно, чтобы крыша не текла", — говорит она.
По словам Ольги Любимовой, важно понимать, что здесь происходило 2 года назад. Позади была серьёзная реставрация и модернизация сцены, в трюме "стояла фантастическая техника", а сами стены и подвалы были в чудовищном состоянии.
"Всё было в плесени и воде. Строителям предстояло в достаточно сжатые сроки привести это в порядок, подобрать методологию того, как работать с уникальным объектом культурного наследия. С одной стороны, надо было решить, как правильно провести реставрацию, а с другой, огромная проблема у труппы — было непонятно, как играть, развиваться и репетировать", — уточнила министр.
Художественный руководитель БДТ Андрей Могучий подчёркивает, что самым сложным был период с апреля по ноябрь, когда труппа была вынуждена перестать играть спектакли на основной сцене. "Все эти 8 лет, которые я здесь нахожусь, это была сложная борьба за то, чтобы вернуть театр в то состояние, которого он достоин. Сейчас я вижу, что это происходит. Труппа вернулась домой", — резюмировал Могучий.