Вышли из леса неудач: вирусолог рассказал о гриппе, COVID и вакцинах

Автор фото: "ДП"

В России сработала подстеленная соломка. О предыстории и современности рассказал заведующий лабораторией бионанотехнологии, микробиологии и вирусологии Новосибирского государственного университета Сергей Нетёсов.

В прошлом году эпидемии гриппа не было. Скажите, пожалуйста, связано ли отсутствие эпидемии гриппа в прошлом году с пандемией коронавируса?
— Я уверен, что это связано только с тем, что почти все люди в прошлом году носили маски и старались дезинфицировать руки. Это помогало и раньше в тех странах, где это делали для борьбы против развития эпидемии гриппа. В их числе такие страны, как Южная Корея, Сингапур, Китай, Япония. Они гораздо меньше страдали от гриппа, чем все остальные.
То есть получается, что эти ограничения лучше сработали против гриппа, чем против коронавируса?
— Знаете, между гриппом и коронавирусом, как говорят в Одессе, есть несколько разниц. Дело в том, что для вирусов гриппа репродуктивное число — а это среднее число людей, которым передаёт инфекцию один человек — где-то на уровне 1,5. У этого коронавируса сразу было намного больше — как минимум 2,5. Далее, у варианта, который есть сейчас (Дельта) — оно вообще около 5. Такого никогда не было в случае вируса гриппа. Поэтому перед нами патоген, который гораздо сильнее распространяется и передаётся, чем вирус гриппа.
Ковид сейчас не принято считать сезонной инфекцией. Возможно ли, что он станет таковой со временем?
— Да, возможно, станет, а может и не станет. Поживём — увидим.
Насколько вообще важно знать о сезонности инфекции?
— Понимаете, в нынешней ситуации абсолютно не важно знание про то, есть люди на Луне или нет, будет нынешний коронавирус или нет. И лучше эти вопросы не задавать, потому что есть более насущные вопросы. То же самое касается вопроса сезонности. Время покажет.
Кажется, что за последние два десятка лет участились вспышки различных вирусов. Вы согласны с этим мнением? Или такое ощущение может быть связано с лучшим освещением в медиа?
— Дело в том, что люди не просто не знают историю, они её даже знать не хотят. Был такой вирус натуральной оспы со смертностью около 30%. Люди, которым сейчас меньше 40 лет, ни разу с ним не встречались, потому что этого вируса нет, он искоренён. А от него умирали миллионы людей. Почему-то люди про это даже знать не хотят. Все говорят: "О, сколько много инфекций сейчас!". Да мы сейчас живём почти вдвое дольше, чем жили наши деды! У моей бабушки было 12 детей, а до 20 лет дожили трое. Вы оглянитесь в прошлое, посмотрите на него, чтобы не задавать таких вопросов! У нас средняя продолжительность жизни в некоторых странах Африки, где нет государственной программы вакцинации — 40–45 лет. Зато нет вакцин. Ну поезжайте туда, живите без вакцин!
Для того, чтобы такие вопросы не задавались, надо в том числе пересмотреть и школьные программы. Потому что в школьных программах есть такая дисциплина — "Основы безопасности жизни". Её начали преподавать, когда моя младшая дочь училась в школе, и я всё время поражался, что туда навключали! Как насильнику в глаз попасть — этому учат, а про то, как уберечься от ВИЧ-инфекции, нет. Нельзя, видите ли, детям такое рассказывать! И до сих пор нельзя говорить почему-то про гепатит-В. Почему? Я не могу понять. У нас почему-то какая-то странная избирательность есть, из-за которой вполне взрослые люди абсолютно безграмотны в плане инфекций.
Да, это проблема.
— А должна быть не проблема, а задача. И эту задачу нужно решать, повышать уровень осведомлённости людей.
Почему из всех вирусов, которые себя показали за последние десять лет, именно ковид-19 вызвал такою пандемию?
— На этот вопрос можно ответить двумя предложениями, а можно ответить книгой. Книга такая уже написана на английском языке. У меня есть её координаты, только дороговато она стоит. И эта книга описывает разные гипотезы возможного происхождения этого вируса, в том числе и искусственное. Но дело в том, что вирусов в природе очень много, и наши знания о них весьма ограничены. Если мы возьмём практически любую вирусную инфекцию, которая сейчас есть, и начнём её отслеживать, откуда она появилась, выяснится, что есть реальные документальные свидетельства её присутствия в прошлом, даже если она открыта в конце 80-х – начале 90-х.
Свидетельства есть в банках крови тех стран, которые эти банки имеют: в Нью-Йорке есть, в Лондоне, в Париже. Поэтому надо различать время открытия инфекции и время её реального появления в человеческой популяции. Так вот, сейчас мы открываем очень много вирусов, но это не значит, что они возникли сейчас. Они с нами живут тысячелетиями, и свидетельства этому есть.
Получается, ковид-19 тоже был очень долго с нами, но выстрелил только сейчас?
— Вы же живёте среди людей, и люди были всегда. А вот данный конкретный человек в вашем окружении близкий вам, он один такой. И вы знаете, когда он появился. С вирусами то же самое. Ситуация такова, что сейчас открыто более пяти тысячи разных видов коронавируса человека. Первый из них, не поверите, был открыт всего лишь 55 лет назад. И никто из нынешних учёных, изучающих коронавирусы, не думает, что их не было до 1965 года. Они были. Они были у животных, у летучих мышей, у птиц, они циркулировали среди людей. Просто для того, чтобы что-то найти, нужно очень тщательно искать с помощью современных экспериментальных инструментов, которые существуют и которые сейчас применяются. Не зря ведь этот вирус так быстро идентифицировали, всего лишь за месяц. Потому что у нас в руках сейчас много очень мощных методов.
Как учёным удалось в такие короткие сроки создать вакцину от коронавируса?
— Давайте я вам расскажу одну вещь, в которую вы можете не поверить, но у меня есть этому документальное подтверждение. О так называемых векторных вакцинах все думают, что они только-только появились. Но первую векторную вакцину в нашем центре "Вектор" в моей лаборатории сделали в 1992 году. И это не была первая векторная вакцина в мире. Их было сделано ещё за год-два до этого ещё несколько штук, а за девяностые годы было вообще сделано несколько десятков кандидатов-вакцин против разных заболеваний. И на самом деле векторные вакцины были в клинических испытаниях уже с начала 2010 года. Более того, некоторые из них дошли до третьей фазы клинических испытаний. Поэтому, когда вышел вот такой вирус с необычайной степенью распространения, были задействованы все возможные способы получения вакцины, в том числе и векторные. Вы знали, что разработок векторных вакцин против нынешнего коронавируса было несколько десятков? Две трети из них было прекращено, потому что они были неэффективными. Пытались сделать вакцину на основе вируса кори, вируса везикулярного стоматита, на основе энтеровируса. И все они были прекращены из-за неэффективности. А с аденовирусом оказалась эффективной. То есть за теми отдельными деревьями удачных разработок, которые вы сейчас видите, стоит огромный лес неудач.
Сейчас очень много недоверия к вакцине. Чтобы понять это, достаточно посмотреть на статистику привитых сейчас. По данным на 9 ноября в России было привито чуть больше 31% населения. Как сделать так, чтобы люди прививались?
— Вера — это всегда вопрос был тонкий. Вот, например, у нас есть люди в стране, которые очень хотят, чтобы все русские люди по воскресеньям ходили в церковь. Но далеко не все ходят. Далее, есть у нас в стране люди, которые хотят, чтобы все исправно платили налоги. Все платят налоги? Нет, не все. Ну а что вы хотите, если в таких очевидных вещах у нас единодушия нет абсолютно!
Если представить, что в нашей стране Спутником-V от коронавируса привилось 100% населения. Что это даст? Поможет ли тотальная вакцинация искоренить пандемию или люди просто люди будут легче болеть?
— Я не пророк, и я не Павел Глоба, который уверенно вам говорит, что будет завтра–послезавтра. Я могу сказать одно: есть страны, где к этому отнеслись серьёзно, тот же Израиль. Там раньше всех половина страны получила прививку. Ещё в марте у них было привито почти 50% населения. Но в августе, когда пришёл вариант Дельта, у них началась заболеваемость. В основном болели непривитые, но привитые тоже болели хотя и намного меньше. Они быстро провели исследование, быстро опубликовали его результат и сказали: "Через полгода после основной прививки нужна третья прививка". И они не просто её ввели. Они поставили небольшой двухнедельный эксперимент, выяснили, что получается, и сказали: "Всё, в нашей стране прививка против коронавируса трёхкратная". И всё, и у них началось. Вы знаете, у них этот вариант Дельта уже уходит в прошлое. И вообще, чтобы принимать правильное решение, надо не только на себя и своего соседа смотреть и не на бабушку на базаре, которая часто всякие сплетни пересказывает. Надо смотреть на опыт соседних стран, при этом понимая, чем у них ситуация отличается от нашей.
Какую долю населения нужно привить у нас в стране, чтобы остановить пандемию?
— Я вам на пальцах сейчас объясню. Вот репродуктивное число у нашего вируса сейчас пять. Один человек заражает пятерых. Чтобы пандемию остановить, нам нужно уменьшить это репродуктивное число. Лучший способ его уменьшить — вакцинировать население. Так вот, как сделать, чтобы в вашем окружении остался только один человек из пяти, который может заразиться? Значит четыре человека из пяти должны быть вакцинированы. Это сколько процентов?
80%.
— Так вот, 80% — это примерно и есть та величина, которая нам нужна, чтобы репродуктивное число стало хотя бы единицей. То есть один человек сможет заразить только одного. На самом деле, если будет 80%, то он, конечно, меньше единицы будет заражать, и эпидемия будет отступать. На пальцах объяснил. Очень примитивно, но, по-моему, это наглядно.
Вернёмся к гриппу. В конце ноября этого года Минздрав разрешил одновременную вакцинацию от гриппа и коронавируса. Я даже слышала, что сейчас идёт разработка вакцины, которая будет защищать от обеих этих инфекций. Одобряете ли вы одновременную вакцинацию от гриппа и коронавируса?
— Знаете, я категорически не одобряю одновременную инфекцию сразу двумя вирусами. И поэтому я одобряю одновременную вакцинацию против двух вирусов.
Сейчас у нас в стране от коронавируса не прививают детей. Как вы считаете, нужно ли детям вакцинироваться от коронавируса?
— Мне не нравится формулировка "у нас не прививают". На самом деле во всей западной Европе начиная с июля идёт прививание детей начиная с 12 лет. То же происходит в США идёт такое же, в Израиле, в Канаде, в Австралии, в других странах. Там уже вакцина прошла необходимые испытания, подобрана доза и началась вакцинация. Более того, уже прошли испытания вакцины для детей от 5 до 12 лет, но эта вакцина пока медленно внедряется в ряде стран. Но есть уже одна страна, которая эту вакцину уже разрешила — Коста-Рика. Я вас уверяю, десятки стран примут такие же законы. Почему? Потому что вариант Дельта гораздо сильнее, чем исходный уханьский, поражает детей. Более того, он у них части, особенно у подростков, вызывает очень серьёзные поражения осложнения репродуктивных органов до такой степени, что они никогда не будут иметь своих детей. Наконец, момент, который я привожу всегда последним, но, на самом деле, его тоже надо приводить наряду с этим. Дело в том, что у детей инфекция во многих случаях протекает в скрытой форме, при этом они являются распространителями. Доказательств этому очень много. И это тоже является основанием для вакцинации детей.
А вакцинированные заражают других людей?
— А как же! Что такое заражение? Это означает, что вирус попал в организм этого человека. Вакцина вас не делает каким-то таким монстром в защитном колпаке, к которому вирусы вообще не подлетают. Они в организм вакцинированного залетают так же, как и в любой другой организм. Но только организм вакцинированного с этими штуками борется. Но если его иммунитет ослаб (а иммунитет имеет конечный предел), то он может заразиться. И это уже происходит. Это первое.
Второе — вакцины имеют эффективность не стопроцентную. Эффективность нашего "Спутника", согласно статье в "Ланцете" — 91,46%. Это означает, что восемь человек из сотни могут заболеть после вакцинации. И у прививки от гриппа эффективность конечно же не 100%. Но когда число заболевших в 10–50 раз сокращается — это уже большое дело. Уже не надо открывать ковидные госпитали — хватает обычных инфекционных больниц. Вот в чём смысл вакцинации. А если вы ещё и знающий человек, то вы пойдёте и постараетесь оценить у себя и сдать анализы на антитела. Это сейчас становится возможным. Я это сделал заранее, перед вакцинацией, и после неё. Есть эффективные методы оценки. Надо не слушать бабушек на базаре и самозванцев всяких. Надо сейчас каждого человека, которого считают экспертом, проверять самим. Зайдите в базу данных научных публикаций Elibrary (российская база данных, доступна в большинстве университетов России), проверьте, посмотрите, что он из себя представляет. А то он, может быть, депутат какой-то районной думы уже 30 лет и больше никто. Какой же он эксперт?
Хотела бы ещё спросить у вас о распространении вируса в каждом отдельном регионе. С чем связан тот факт, что в разных регионах страны он распространяется по-разному?
— Мы знаем, что вирус передаётся воздушно-капельным путём. Поэтому если есть регион, где нет самолётного сообщения, а есть только поездное, в нём заболеваемость будет намного ниже. Далее, есть города, где очень разветвлённая сеть метро. В метро люди ездят на расстоянии 30–50 сантиметров друг от друга. Лучшее место для распространения вируса в сравнении с метро — только тюрьма. Поэтому в больших городах заболеваемость выше, а в маленьких меньше. Там, где нет общественного транспорта — ещё меньше.