Лизинг оказался одной из отраслей экономики, заметно пострадавших из-за коронавирусных ограничений. При этом он не получил поддержку со стороны государства в отличие, например, от туризма или сферы обслуживания. Падение грузоперевозок, запрет на работу такси, закрытие авиасообщения обрушило лизинговые сделки с транспортом. Вместе с тем в стране не прекращалось строительство дорог, жилых домов и коммерческой недвижимости. В этих сферах активно идёт обновление основных средств и парка техники, сделки с которыми и удержали рынок от тотального сокращения.
Вопреки прогнозам
Ещё в начале текущего года эксперты негласно говорили о стагнации лизинга: по итогам 2020 года объём нового бизнеса (стоимости имущества) у компаний сократился на 6%, до 1,4 трлн рублей. Все предыдущие годы он прирастал двузначными темпами. Но предварительные итоги первого полугодия 2021-го подарили уверенность в восстановлении спроса и позитивных горизонтах на 2022-й. На текущий момент совокупный лизинговый портфель приблизился к 945 млрд рублей, что в 1,7 раза выше, чем было отражено в отчётности в разгар пандемии летом 2020 года. Осенью традиционно наступает новый деловой сезон с его активизацией по заключению сделок и попытками бизнеса обновить имущественные активы. По итогам года, по разным оценкам, лизинг может показать прирост на 10–15 %, до 1,6 трлн рублей.
Основными бенефициарами рынка было принято считать инфраструктурных монополистов: одна поставка авиаборта или пары-тройки хопперов для ж/ д перевозок резко увеличивала финансовые совокупные объёмы лизинга. По мере насыщения рынков компании стали присматриваться к новым сегментам и направлениям. В итоге тенденция на усиление позиций малого и среднего бизнеса в лизинге прочно заякорилась. Доля МСБ в объёме нового бизнеса после достижения 49,4% в июле 2019-го уверенно перешагнула свою психологическую отметку 50% и на сегодня закрепилась выше 60%. Для большинства лизинговых компаний этот тренд снимает барьеры конкуренции: очевидно, что спрос на финансирование формируется теперь не только крупнейшим бизнесом, а теми, кто ищет штучные контракты на поставку оборудования для ЖКХ, сельского хозяйства или транспортных услуг.
Читайте также:
Рейтинги ДП
ТОП-100 — 2021
Локомотивом роста рынка как раз и стал лизинг на легковые автомобили (рост в 1,8 раза) — не столько такси или каршеринг, сколько точечная работа с малым бизнесом по оптимизации его налогообложения. Грузовой транспорт в части перевозок вырос в 1,5 раза, сельхозтехника и складское оборудование — в 1,9 раза. Данных о рынке техники для общественного пассажирского автотранспорта пока нет, но он покажет резкий прирост из-за всё откладывающейся реформы.
По оценке агентства "Эксперт РА", петербургский рынок в годовом выражении вырос в 2 раза. Согласно анкетным данным, он превысил 73 млрд рублей, оценка основана на данных 61 компании. Фактические объёмы в разы больше: по данным ФНС РФ, в Петербурге зарегистрировано более 51 тыс. организаций, выбравших своим основным видом деятельности лизинг, из которых 19 тыс. имеют статус ИП. Малый бизнес активно использует лизинговые схемы в недвижимости и автотранспорте.
Кадровый профицит
Из раскрывающих свои финансовые показатели компаний резкий прирост портфеля выделяется у "Газпромбанк лизинга" (для Петербурга он вырос в 8 раз, с 3,5 млрд до 28 млрд рублей). В тройке лидеров по росту оказался и петербургский "Балтийский лизинг" (прирост в 1,7 раза, до 5,4 млрд рублей). Местный бизнес не ограничивается привлечением финансирования у региональных или московских компаний. После бурного развития онлайн–каналов продаж в 2020 году (когда в период локдауна все офисы оказались закрыты) лизингодатели стали активно внедрять электронный документооборот, в итоге территориальные границы оказались стёрты: всё чаще стали заключаться контракты с иногородними, особенно если они оказывались связаны с производителями техники или оборудования. Усиление конкуренции на рынке пока сдерживает рост цен на услугу (для не входящих в банковские группы лизингодателей стоимость их фондирования стала увеличиваться вслед за повышением ключевой ставки ЦБ РФ). Доминирующим источником финансирования для лизинговых компаний пока остаются банковские кредиты (на них приходится порядка 60% в общем объёме). Рынок облигационных займов сопоставим с долей собственных средств, по 14%. Продолжение роста ставок в среднесрочной перспективе может сократить спрос у МСБ на лизинговые сделки, однако большинство экспертов отмечают, что налоговое законодательство позволяет компаниям-лизингополучателям сокращать издержки, что и поддерживает интерес к рынку.
И хотя лизинг всё ещё не стал лицензируемым видом деятельности (попытки ЦБ РФ взять его под свой контроль усиливаются последние годы), именно он пока является тихой гаванью для бывших банковских работников. Массовый отзыв лицензий у кредитных организаций высвободил огромное количество профессиональных кадров. Они стали искать себя в лизинге, что и сказалось на резком приросте количества компаний этого профиля в стране. И пока обеспечивает прирост рынка.