Рука банка: ВЭБ.РФ консолидировал 57% долей одной из компаний Ебралидзе

Автор фото: Ермохин Сергей
Бизнесмен Александр Ебралидзе на пресс-конференции, посвященной историко-литературной премии Александро-Невского.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти обратил взыскание на 45,71% долей ООО "Современные технологии обработки древесины" (СТОД) Александра Ебралидзе. При номинальной стоимости пакета 16 млн рублей суд назначил начальную продажную цену актива 11,2 млн рублей.
СТОД, по данным сервиса "Контур.Фокус", принадлежит на 45,71% напрямую Александру Ебралидзе, ещё на 11,4% — ООО "Талио–Принцепс" и на 31,4% — АО "Талион" (обе компании связаны с миллиардером). Оставшиеся доли — у Татьяны Голубевой. Все доли в залоге у ВЭБ.РФ. Выручка СТОД в 2020 году упала на 27% и составила 6,5 млрд рублей. Компания находится в банкротном процессе — введено наблюдение, к должнику заявлено требований на сумму 46,4 млрд рублей.
Повод к спору дали два кредита — на 178,8 млн евро и на 5,27 млрд рублей, в 2013 году выданных СТОД. С бизнесменом был заключён договор поручительства на 45,71% долей, банк взял в залог этот актив с 30%–ным дисконтом.
В суде ответчик просил о назначении экспертизы по оценке стоимости пакета долей. СТОД в своём отзыве в суд указал, что совокупные активы предприятия на март 2021 года оценены в 29 млрд рублей. При таких финансовых показателях начальная продажная цена залога не может быть 11,2 млн рублей.
Однако суд, основываясь на материалах арбитражных дел по другим спорам с участием ВЭБ.РФ и компаний, связанных с Александром Ебралидзе, указал: совокупный размер задолженности СТОД перед банком на май этого года, обеспеченной залогом, составляет 34 млрд рублей.
При этом в реестр кредиторов СТОД, где введено наблюдение, уже включено 700,3 млн рублей. Кроме того, ВЭБ.РФ подал заявление о включении в реестр 38,3 млрд рублей. В такой ситуации вероятность введения реабилитационных процедур и восстановления платёжеспособности должника суду представляется незначительной. Соответственно, цена заложенного актива стремится к минимальным показателям. Суд усомнился в том, что экспертная оценка пакета 45,71% долей будет выше его стоимости, согласованной сторонами. И отказал в проведении экспертизы.
"Ответчику следовало подготовить внесудебную оценку стоимости доли. Если бы такой документ представили, у суда не имелось бы оснований для отказа в назначении экспертизы. Кроме того, ответчик мог попытаться убедить суд в том, что залоговая стоимость была определена неверно. Например, оценка банком вообще не проводилась или была проведена с существенными нарушениями", — советует Алексей Брысин, юрист практики "Разрешение споров" юркомпании "Лемчик, Крупский и партнёры".
Однако, по мнению эксперта, процессуальные действия ответчика были направлены на привлечение третьих лиц, что могло быть расценено судом как затягивание процесса и выступать дополнительной мотивацией для отказа в удовлетворении ходатайства бизнесмена о проведении экспертизы.
В итоге арбитражный суд обратил взыскание на залог и установил начальную продажную цену актива 11,2 млн рублей.
Теперь банку принадлежит в совокупности около 60% долей (на пакет 11,4%, которым владеет ООО "Талио–Принцепс", ВЭБ.РФ обратил взыскание раньше).
На 26 ноября назначено собрание кредиторов СТОД, где решат дальнейшую судьбу должника. Аудиторы "Нексия Пачоли", изучившие бухгалтерскую документацию СТОД за 2020 год, усомнились в возможности компании вести непрерывную деятельность в будущем. Поэтому не исключено, что кредиторы будут просить суд признать должника банкротом и ввести конкурсное производство.