Взнос на инфраструктуру: какие объекты в Петербурге строят на иностранные деньги

Автор фото: Михаил Тихонов

Какие проекты Северной столицы реализуются на деньги международных банков развития.

Международное кредитование уже более 70 лет распространено как в развитых, так и в развивающихся странах. Созданные для помощи в восстановлении стран после Второй мировой войны, займы межгосударственных банков развития позволяют реализовывать различные крупные проекты. Россия не исключение — как участник многих международных организаций, крупные компании и государственные структуры прибегают к заимствованию средств. Один из свежих примеров — кредит Нового банка развития БРИКС на борьбу с коронавирусной инфекцией в размере до $1 млрд. Как развивалось международное кредитование в России и в реализации каких петербургских проектов участвовали средства банков развития — в материале "ДП".

Кредит во благо

Россия является членом многих международных банков развития. Из крупных структур, которые на текущий момент участвуют в финансировании проектов в РФ, на слуху Евразийский банк развития (ЕАБР), Новый банк развития БРИКС (НБР), Международный инвестиционный банк (МИБ), Межгосударственный банк, Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС) и Черноморский банк торговли и развития. И если большая часть из них выделяет деньги на конкретные проекты, Новый банк развития БРИКС в марте 2021–го одобрил кредит для РФ в размере $1 млрд, который был выделен по программе экстренной помощи странам — участницам банка для помощи с пандемией коронавируса. Эти деньги будут направлены на стимулирующие выплаты медицинским работникам, оказывающим помощь заражённым коронавирусной инфекцией пациентам.
Кроме финансирования отдельных проектов в 2020 году банки развития значительно увеличили выпуск облигаций в российской валюте. Рейтинговое агентство "АКРА" считает причиной этого роста желание международных организаций диверсифицировать свои обязательства с помощью валюты страны кредитования для дальнейшего финансирования проектов в нацвалюте. При этом доходность облигаций МФИ, которые были выпущены в прошлом году, была выше, чем у облигаций федерального займа, что делало их более привлекательными для инвесторов.
В текущем году, по мнению экспертов, не стоит ожидать подобного роста объёмов эмиссии облигаций из–за снижения спроса на антикризисное финансирование благодаря началу восстановления экономик стран–акционеров. К примеру, Евразийский банк развития планирует к концу 2021 года привлечь 10 млрд рублей, Международный банк экономического сотрудничества — 70 млрд рублей, Новый банк развития БРИКС запустил программу облигаций в рублях на 100 млрд. Однако реальные показатели по итогам года, скорее всего, будут в несколько раз ниже.

Развод и девичья фамилия

Особняком от других банков развития, работающих в России, держится Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — некогда один из крупнейших международных кредиторов проектов в стране. Все упомянутые выше международные структуры стали альтернативными источниками длинных денег ЕБРР. Банк фактически прекратил инвестировать в новые проекты в России в июле 2014 года из–за крымских событий. В 2017 году большая часть акционеров банка высказалась за решение не возобновлять финансирование. В ответ Минэкономики РФ приняло решение перестать участвовать в докапитализации ЕБРР, а также переориентироваться на финансирование других банков развития.
В 2018 году Европейский банк реконструкции и развития принял решение закрыть пять представительств в России, оставив лишь офисы в Петербурге и Москве. В этом году нынешний президент ЕБРР Одиль Рено–Бассо отметила, что банк пока не намерен возобновлять инвестиции в РФ.
После решения о приостановлении новых инвестиций ЕБРР тем не менее выделил деньги на все проекты, которые получили согласование в 2012–2014 годах. Всего с начала работы в России в 1992 году Европейским банком реконструкции и развития было профинансировано порядка 800 проектов на сумму более $26 млрд.

Евразийским единым?

Если проанализировать кредиты банков развития для России, становится очевидно, что фактически единственным международным банком — кредитором проектов в Петербурге сейчас выступает Евразийский банк развития. Российская Федерация является учредителем и крупнейшим участником ЕАБР, на которую приходится почти 40% от общего объёма инвестиций.
Кредитные средства берутся под проекты с интеграционным потенциалом, часть из которых уже введена в эксплуатацию.
"В Петербурге банк участвует в проекте “Западный скоростной диаметр”, общая сумма нашего участия составляет более 33 млрд рублей. ЗСД станет частью трансграничного транспортного коридора Европа — Западный Китай. Также мы участвуем в финансировании инвестиционной программы ГУП “Водоканал Санкт–Петербурга”", — рассказали представители ЕАБР.
Среди текущих реализуемых проектов, важных для города, Евразийским банком развития было отмечено финансирование строительства Шкиперской развязки ЗСД и Витебской развязки, в котором ЕАБР планирует участвовать совместно с российскими банками — партнёрами по Западному скоростному диаметру: ВТБ и Газпромбанком.
Напомним, в проекте ЗСД ЕАБР появился весной 2020 года, когда случились пандемия и секвестр бюджета. Банк выдал АО "ЗСД" ("дочка" Смольного, представляющая его в проекте ЗСД) кредит на 6 млрд рублей для "финансирования строительства центрального участка и эксплуатации северного, центрального и южного участков ЗСД". В АО тогда не уточняли, на что именно направят эти средства. Однако из–за секвестра со строительства Шуваловской развязки тогда сняли 2 млрд рублей из 4 млрд, а строить объект было нужно.
На ПМЭФ–2021 было подписано дополнительное соглашение, которое увеличило лимит этой кредитной линии на 1,5 млрд рублей. Эти деньги направят на финансирование строительства первого пускового комплекса развязки ЗСД в районе Шкиперского протока на Васильевском острове. Общая стоимость первой очереди развязки — 2,3 млрд рублей.
Согласно недавнему проекту правительственного постановления о мероприятиях по инфраструктурным проектам, которые кредитует федеральный бюджет, на первую очередь будет потрачено 2,5 млрд рублей, заёмных у ЕАБР. Это её полная стоимость. Оставшуюся часть развязки будут строить за счёт средств из бюджета Петербурга (7,5 млрд рублей) и инфраструктурных кредитов (2,5 млрд рублей).
В 2017 году ЕАБР заявлял о намерении инвестировать не менее 12 млрд рублей в ещё один дорожный проект — трассу М–49 в Приморском районе. Эта магистраль, пересекая железнодорожные пути сестрорецкого направления, должна соединить Приморское шоссе и развязку ЗСД в районе продолжения Суздальского шоссе, а заодно Планерную улицу, Комендантский проспект и Парашютную улицу. В том же году город заключил с банком рамочное соглашение, однако пока проект далёк от реализации.
"ДП" также поинтересовался, существует ли в Санкт–Петербурге конкуренция за возможность финансировать проекты среди международных банков развития.
"С учётом ряда ограничений присутствие некоторых банков развития в России сократилось, в то же время другие международные институты развития, наоборот, расширили портфель проектов. Но, как правило, банки развития не конкурируют между собой, а скорее сотрудничают, дополняют друг друга в части использования лучших практик и компетенций", — прокомментировали в ЕАБР.