Напрягает выпрашивать деньги: артист Мариинки о продюсировании балетных проектов

Автор фото: РИА Новости

Солист Мариинки Александр Сергеев о сложностях и перспективах в балетном продюсинге.

Ноябрь превратил Санкт–Петербург в мировую балетную столицу. Сразу два фестиваля — Dance Open и "Дягилев P.S." одновременно принимают на своих площадках лучшие балетные труппы. Фестивальный цикл начался с программы L. A. D., включающей в себя четыре хореографических опуса на музыку Леонида Десятникова в исполнении солистов "Урал Опера Балета" (Екатеринбургского театра оперы и балета).
Продюсером программы выступил солист балета Мариинского театра Александр Сергеев. "ДП" спросил у него, сложно ли было совмещать основной вид деятельности в государственном театре с новой для себя ролью продюсера.

Александр, расскажите, как артист балета совершенно закрытого Мариинского театра выпускает как продюсер спектакля открытия на фестивале "Дягилев P.S." с уральской труппой? Как это получилось?

— Проект был придуман лет пять назад, ещё когда я только учился на продюсера. Мы задумали фестиваль к юбилею Леонида Десятникова. Это был 2015 год, и хотелось сделать проект из разных его произведений. Мы предполагали воплотить его на независимой базе, с разными компаниями и хореографами. Но произошли некоторые события, которые помешали этому. Трагическая внезапная смерть Сергея Вихарева, изменение графика занятости Вячеслава Самодурова, смена базы и площадки. И вот мы на пороге "Урал Оперы Балета", чему несказанно рады. А ну ещё потом пандемия отодвинула премьеру на год…

То есть вы предложили готовый проект в репертуар "Урал Оперы"?

— Да, тем более что тогда в проект вернулся Самодуров, уже был Кайдановский, и с самого начала был Макс Петров. Чуть позже к команде присоединился Максим Севагин. Естественно, все основные художественные решения, выбор музыки, выбор хореографов, выбор места — всё это обсуждалось с Леонидом Аркадьевичем Десятниковым и Алексеем Гориболем, который является музыкальным руководителем проекта. Выбор музыки был очень тщательный.

И всё же можно ли считать это именно вашим продюсерским проектом или это кооперация?

— Это проект нашего агентства JokerLab, которое возглавляем мы вдвоём с Екатериной Барер. Всё финансовое покрытие спектакля делает фонд MART. Мы занимаемся организацией, производством декораций, костюмов, всеми юридическими делами, правами, гастролями. "Урал Опера Балет" в этот проект "вложился" базой и артистическими ресурсами. Также у них есть исключительное право показывать этот проект в репертуаре своего театра.

Как именно происходила ваша трансформация в продюсера из артиста?

— Изначально я пришёл в этот вид деятельности практическим путём. Уже больше 10 лет помогаю различным подрядчикам в организации балетных гала на некой теневой стороне. Меня просили помочь с артистами в разных мероприятиях для комитетов, я сам в них танцевал, пока это не стало скучно, и тогда я решил получить фундаментальные знания в этом вопросе. Я выучился на продюсера в Вагановской академии. Однако я не могу назвать свой вид деятельности впрямую продюсерской работой, скорее это ближе к некоему связующему звену между миром искусства и заказчиком.

Как появилось ваше агентство JokerLab?

— Екатерина — моя давняя подруга. Она была продюсером с конца 90–х в fashion–индустрии. Я познакомил её с миром исполнительских искусств, при этом она человек с огромным опытом по работе с привлечением инвесторов, по хваткости. И мы разделили с ней функционал с точки зрения большей эффективности. Мы изначально с Екатериной очень чётко проговорили, кто действует в каких сферах. Я, например, не занимаюсь юридическими вопросами, не работаю с документацией и логистикой. Но, в свою очередь, я являюсь инициатором всех художественных решений, потому что понимаю, что в этой сфере очень важно, кто принёс идею и пришёл договариваться.

Что для вас самое сложное в этой новой роли?

— Меня очень сильно напрягают походы и выпрашивание денег, в каком виде они бы ни были. Даже если ты идёшь к тому, кто в принципе заточен под это: дать деньги на новый проект. Ну понятно, сейчас ещё такое время, что все со скрипом принимают финансовые решения, это не 2006 год или даже 2010–й, когда все проекты согласовывались проще. Но это и не моя часть договорённостей внутри нашего агентства.

У вас были уже крупные проекты до L. A. D.?

— Мы сделали с нуля проект "Танцы о любви" в Москве в 2016 году в Театре эстрады и в 2017–м в РАМТе, в рамках которого показали премьеру Владимира Варнавы "Видение розы" с Полиной Митряшиной и Александром Челидзе. Это был спектакль, специально заказанный для проекта. Мы показали хореографию Жана–Кристофа–Майо, Раду Поклитару, Даниэля Пройетто, Анжелена Прельжокажа, Лара Любовича. Большинство из этих мини–балетов и номеров ранее в России не видели. В 2018 году мы привезли этот проект в Петербург и показали в Александринском театре. Откровенно говоря, на этом проекте мы набили с Катей шишки, но получили огромный опыт.
Также с Еленой Шубиной мы делаем большие ежегодные благотворительные концерты звёзд оперы и балета в поддержку детей и молодых людей с множественной инвалидностью, на которых все поют, танцуют, играют, работают и администрируют абсолютно безвозмездно, что позволяет максимально направить собранные средства в пользу нуждающихся.

Расскажите о своих эмоциях по итогу состоявшейся премьеры в Петербурге. Вы довольны результатом как продюсер проекта?

— Я очень доволен, как всё прошло в Петербурге. И в первую очередь доволен самим фактом, что всё состоялось, так как сейчас все организаторы мероприятий как по минному полю ходят. Мы попали ровно в неделю локдауна, когда всё закрылось, кроме театров. Для нас как для создателей проекта очень важно, что труппа "Урал Опера Балета" смогла приехать в этих условиях и мы смогли открыть фестиваль "Дягилев P.S.", как и планировали, без сбоев.

Какие сложности были непосредственно в Петербурге?

— Изначально у нас были сложности с площадкой. Мы планировали показ в БДТ, но он закрылся на ремонт. Площадка ТЮЗа очень непростая. Потребовалось немало усилий, чтобы её адаптировать к проекту. Откровенно сказать, спектакль можно назвать новой версией L.A.D 2.0 в визуальном оформлении. Это очень здорово, что наша команда и команда фестиваля "Дягилев P. S." готовы к испытаниям и что в них состоят люди, которые готовы делать лучшее в предлагаемых обстоятельствах. Также мне было очень интересно наблюдать, как во многих артистах проект вырос за месяц. Артисты уже не просто примеряют эту хореографию на себя, а исполняют свои партии со значительно большей свободой, чем на премьере в Екатеринбурге. Как мне кажется, у этого проекта есть будущее. Мы его сделали не на три показа.

А какие дальнейшие планы у такого проекта?

— Мы сейчас готовим гастроли в Москве в начале весны. Также мы на связи с двумя российскими фестивалями. И совместно с фондом MART есть три зарубежных стратегических направления, в которые мы планируем вывести проект.

Как вы думаете, в Петербурге ещё есть конкурентное место для иных балетных мероприятий или уже всё занято фестивалями?

— Интересно, на поверхности кажется, что это суперконкурентная среда и места в ней уже нет. Однако это первый год, когда два фестиваля идут в один месяц и в обоих фестивалях полный аншлаг по билетам. Это говорит о том, что в городе есть потребность в балетных мероприятиях и, возможно, место ещё для чего–то нового.