Катись сюда: популярность самокатов в Петербурге за год выросла в четыре раза

Автор фото: shutterstock
Автор фото: shutterstock

Сезон кикшеринга в Петербурге завершается. В этом году на рынок не вышло новых крупных игроков, но популярность самокатов выросла более чем в 4 раза.

Некоторые компании, например Urent, уже завершили свою работу. В этом году сервисам пришлось столкнуться с многочисленными запретами, особенно в Северной столице. В городе ограничили скорость движения самокатов, некоторые зоны сделали недоступными для катания, а во время чемпионата Европы по футболу и вовсе запретили работу кикшеринга.
В то же время в 2021 году случился настоящий бум электросамокатов, их количество выросло в разы не только в Петербурге, но и по всей стране. Согласно исследованию профильного издания "Трушеринг", суммарно во всех парках российских кикшеринговых компаний к концу сезона 2021 года насчитывается 100–120 тыс. самокатов. За этот год сервисы увеличили их количество примерно на 70–80 тыс. единиц и открылись в 30 новых городах. Объём рынка в этом году в "Трушеринге" оценивают в 12 млрд рублей. На конец сезона кикшеринг представлен в 90 городах страны.
"Мы оцениваем рост рынка кикшеринга по сравнению с прошлым сезоном на 200–230%: он выражается в увеличении количества городов присутствия, самокатов, клиентов и в росте выручки", — говорится в исследовании. Примерно 80% рынка контролируется крупными игроками — Whoosh и Urent.
Электросамокаты Whoosh пока доступны для аренды в Петербурге, в компании сезон ещё не закончили, но подвели предварительные итоги для "Делового Петербурга". В пресс–службе кикшеринга сообщили, что пользователи Whoosh в Северной столице стали чаще относиться к электросамокату как к транспорту: процент использования шеринговых средств индивидуальной мобильности (СИМ) по транспортному сценарию увеличился с прошлогодних 65 до 85% на конец сезона 2021 года. Парк самокатов в текущем году увеличился более чем в 2 раза, а общее количество поездок выросло в 4,4 раза.
"Количество парковок у Whoosh в Петербурге за сезон увеличилось с 1 171 до 5 147 штук, что сделало самокаты ещё более удобными именно в качестве транспорта. Стало ещё проще добраться до места назначения. В 2 раза выросла численность сервисной команды, которая работает в городе: расставляет и перемещает самокаты, ремонтирует их и заряжает батареи", — подчёркивают в компании.
Для Eleven этот сезон стал первым полноценным в Петербурге. Кикшеринг запустился в городе в сентябре 2020 года, презентовав самокат собственной разработки. "В течение этого сезона мы довели численность парка до 1000 самокатов. Во время тестового запуска в 2020 году парк насчитывал 200 единиц, то есть в этом году парк увеличился в 5 раз", — уточняют в пресс–службе компании.
За этот сезон в Петербурге, по словам представителей Eleven, не появилось новых крупных шерингов, более того, некоторые игроки ушли с рынка: "На наш взгляд, это связано больше с личными причинами компаний, нежели с процессами в отрасли. Стоит отметить, что шеринги существенно выросли за сезон, и это важно с точки зрения развития рынка в городе". При этом в компании считают, что Петербург — один из основных рынков для кикшеринга в России.
Представитель сервиса BusyFly добавляет, что бум открытия новых сервисов сменился бумом количества электросамокатов: каждая компания многократно нарастила свой парк и территории доступной аренды. "За этот сезон кикшеринг стал таким же транспортным средством, как и общественный транспорт. В этом году краткосрочных поездок из точки в точку стало в 4 раза больше, чем в прошлом. Общее число поездок также увеличилось, поскольку люди стали больше доверять сервисам и оценили удобство бесстанционной аренды", — добавляют в BusyFly.
Дальнейшее развитие отрасли будет зависеть от законодательного регулирования деятельности шеринговых компаний, которое должно появиться в I квартале 2022 года. Уже не первый год Минтранс готовит изменения в ПДД, которые коснутся СИМ.
Член совета Северо–Западной ассоциации развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры "Пошли–поехали" и директор "СмартГрупп" Руслан Каврюков отмечает, что если законодательно электросамокаты оставить на тротуарах, то вполне вероятно ухудшение ситуации с происшествиями из–за увеличения количества единиц техники и негатива от пешеходов. "Если их полностью сместить на проезжую часть и велоинфраструктуру, то есть шанс, что в России появится больше велодорожек, велополос и снизится скорость автомобилей в городе. Однако это сильно скажется на бизнесе, и, очевидно, кикшеринг этого постарается не допустить".
В Whoosh также надеются, что к следующему сезону появятся новые ПДД. Так сервисы и их пользователи будут ощущать себя комфортней. Не придётся переживать, что полиция изымет самокаты или оштрафует за езду по велополосе, как это бывало в некоторых регионах: "Кажется, что этот год подстегнул развитие инфраструктуры для индивидуальной мобильности, и надеемся, что в следующем году увидим первые результаты".
Кроме того, не исключено, что в следующем сезоне на улицах Петербурга могут появиться и электровелосипеды. В рамках пилотного проекта Whoosh уже запустил аренду электровелосипедов в Москве и Подмосковье, но пока говорить о конкретных сроках и нюансах появления аренды электровелосипедов в других городах в компании считают преждевременным. Возможно, пилотный проект с электровелосипедами в следующем сезоне запустят и в Urent.
"Увеличение форматов микромобильности сделает её более доступной для большего числа пользователей, расширит сезон, позволив меньше зависеть от погодных условий", — заключают в Whoosh.